Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
упорядоченность в хаос идей, фактов и гипотез.
Наиболее известной является типология ученых, предложенная Г. Гоу и Д. Вудвортом (Gough,
Woodworth,1960). На основе
177
 
тестов и наблюдений они выделили 8 типов научных работников: 1) фанатик; 2) пионер; 3)
диагност (ученый, способный увидеть слабые и сильные стороны исследования, хороший критик);
4) эрудит; 5) техник (владеющий техникой, методикой научной работы); 6) эстет
(предпочитающий изящные проблемы и изящные решения); 7) методолог; 8) независимый
(избегающий коллективной работы, "гуляющий сам по себе").
В основе любой хорошей классификации должен лежать единый для всех выделяемых типов
существенный признак (или признаки), изменение которого влечет за собой изменение связанных
с ним свойств. Таковым, например, оказывается атомный вес, который Д. И. Менделеев заложил в
основу своей классификации химических элементов.
При соблюдении этого условия достоинством типологии является внутренняя
структурированность и взаимосвязанность свойств, приписываемых данному типу. Тогда знание
нескольких характерных черт ученого позволило бы воссоздать его целостный психологический
облик и в общих чертах прогнозировать поведение в определенных ситуациях. Однако авторы
типологий чаще всего нарушают правила их построения. Так, в типологии Гоу и Вудворта не
соблюдено требование наличия единого основания. В основе типов 2-6, согласно их
классификации, действительно можно усмотреть общий признак - особенности проблемной
ситуации, с которой предпочитает работать ученый. Однако характеристики фанатика и
независимого не подходят под этот критерий. Описание фанатика делает акцент на уровне
мотивации, ничего не говоря о специфике занимающих его проблем. Характеристика
независимого отражает его позицию в научном коллективе. Поэтому вполне допустимо, что
фанатик может быть одновременно эрудитом, либо пионером, либо кем-то еще, а независимый -
методологом, эстетом и т. д.
Данная классификация, по мнению большинства психологов, отражает не столько личностные,
сколько социально-психологические особенности ученого: его взаимодействие с другими членами
группы, функции, которые он выполняет в коллективной научно-исследовательской работе, вклад
в разработку общей проблемы, т. е. социально-научную роль. Этот аспект проблемы - ролевое
взаимодействие ученых в научном коллективе - рассматривается социальной психологией науки.
Зачастую типологии составлялись учеными, которые сами не являлись специалистами в области
психологии. Заняться же этим вопросом их побуждала практика отбора кадров и организации
исследований с тем, чтобы учитывать психологические свойства личности. Руководители
исследований испытывали нужду в том,
178
 
чтобы знать не только свои профессиональные проблемы, но и особенности людей, с которыми им
приходится совместно работать. Отсюда и их версии о типах личности ученых. Стоит заметить,
что эти версии с изменением характера науки приобрели другую направленность. Показательна в
этом плане одна из последних попыток наметить новую типологическую схему, принадлежащая
канадскому физиологу Г. Селье, известному не только своими исследованиями стресса, но и
успешной работой по руководству крупными научными коллективами. В беседе с М. Г.
Ярошевским (Монреаль, 1979 г.) Селье отметил, что его схема сложилась в результате
наблюдений за существенными различиями в поведении сотрудников, которыми ему довелось
руководить на протяжении нескольких десятилетий.
Он составлял ее постепенно, меняя различные варианты, поскольку в психологической литературе
никаких продуктивных соображений на эту тему он не нашел. Свою главную задачу он
усматривал в том, чтобы не ограничиваться, подобно авторам большинства типологий,
признаками, касающимися интеллектуального облика научных работников (их умственных
способностей), но охватить более широкий спектр их качеств и установок (личностных,
социально-психологических, отношения к делу, карьере и др.).
Приведем примеры выделенных им типов.
"Большой босс" ("предприниматель"). В детстве он был капитаном спортивной команды. Он мог
бы сделать одинаково удачную карьеру в бизнесе, политике, армии и т. п., но обстоятельства
привели его в науку, и он не склонен терять "случай". Будучи отличным политиканом и
Hosted by uCoz