реакции на повод сновидения, в-третьих, что они могут иметь значимость
любого душевного движения или интеллектуальной операции. Эти мысли я назову
теперь строже, чем до сих пор, "остатками дневных впечатлений" независимо от
того, признается в них видевший сон или нет. Теперь я разделяю остатки
дневных впечатлений и скрытые мысли сновидения, называя скрытыми мыслями в
соответствии с нашим
----------------------------------------
1 Приводимый пример может служить яркой характеристикой влияния на
Фрейда как исследователя, сложившегося в буржуазном обществе, представлений,
отражающих классовую специфику этого общества с его частнособственническими
отношениями.
2 Термин "бессознательное", как явствует из приведенных рассуждений
Фрейда, приобретал у него различное содержание. Первоначально он обозначал
сферу влечений (побуждений, имеющих определенную, в основном сексуальную
направленность). В последующих работах Фрейд пересматривает свои взгляды на
неосознаваемые уровни психической активности.
прежним употреблением все то, что мы узнаем из толкования сновидения, в
то время как остатки дневных впечатлений -- это только часть скрытых мыслей
сновидения. Далее, согласно нашему пониманию, к остаткам дневных впечатлений
что-то прибавляется, что-то относившееся также к бессознательному, сильное,
но вытесненное желание, и только оно делает возможным образование
сновидения. Влияние этого желания на остатки дневных впечатлений вызывает
другую часть скрытых мыслей сновидения, ту, которая уже не кажется
рациональной и понятной из жизни в бодрствовании.
Для отношения остатков дневных впечатлений к бессознательному желанию я
воспользовался сравнением, которое могу здесь только повторить. Во всяком
предприятии нужен капиталист, берущий на себя расходы, и предприниматель,
который имеет идею и умеет ее осуществить. В образовании сновидения роль
капиталиста всегда играет бессознательное желание; оно отдает психическую
энергию для образования сновидения; предприниматель -- остаток дневных
впечатлений, который распоряжается этими расходами. Правда, капиталист сам
может иметь идею, а предприниматель капитал. Это упрощает практическую
ситуацию, но затрудняет ее теоретическое понимание. В народном хозяйстве это
одно лицо всегда будут делить на два -- капиталиста и предпринимателя -- и
восстановят ту основную позицию, из которой произошло наше сравнение. При
образовании сновидения тоже случаются такие же вариации, проследить которые
я предоставляю вам.
Дальше мы с вами не можем пойти, потому что вы, вероятно, уже давно
заняты вопросом, который заслуживает внимания. Вы спрашиваете, действительно
ли остатки дневных впечатлений бессознательны в том же смысле, что и
бессознательное желание, которое прибавляется, чтобы сделать их способными
создать сновидение? Ваше предположение правильно. Здесь скрывается самая
суть всего дела. Они не бессознательны в том же смысле. Желание сновидения
относится к другому бессознательному, к тому, которое мы признаем за
инфантильное и наделяем особыми механизмами. Было бы вполне уместно
разделить эти два вида бессознательного, дав им разные названия. Но с этим
лучше подождать, пока мы не познакомимся с областью неврозов. Если уж за
одно бессознательное нас упрекают в фантастичности, то что же скажут на наше
признание, что нам необходимы еще и два вида бессознательного?
Давайте здесь остановимся. Опять вы услышали только о чем-то
незаконченном; но разве не внушает надежду мысль, что эти знания приведут к
новым, которые приобретем мы сами или другие после нас? А мы сами разве не
узнали достаточно нового и поразительного?
ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
СОМНЕНИ И КРИТИКА
|