Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 107 
Next page End  

реакции на повод  сновидения,  в-третьих,  что  они  могут иметь  значимость
любого душевного движения или интеллектуальной операции. Эти  мысли я назову
теперь строже, чем до сих пор, "остатками дневных впечатлений" независимо от
того, признается в  них  видевший  сон или  нет.  Теперь я разделяю  остатки
дневных впечатлений и скрытые мысли сновидения, называя  скрытыми  мыслями в
соответствии с нашим
     ----------------------------------------
     1 Приводимый  пример  может служить яркой  характеристикой  влияния  на
Фрейда как исследователя, сложившегося в буржуазном обществе, представлений,
отражающих классовую специфику  этого общества с его частнособственническими
отношениями.
     2 Термин "бессознательное",  как  явствует  из  приведенных рассуждений
Фрейда, приобретал у  него различное  содержание. Первоначально он обозначал
сферу  влечений (побуждений,  имеющих определенную,  в  основном сексуальную
направленность). В последующих работах Фрейд  пересматривает свои взгляды на
неосознаваемые уровни психической активности.
     прежним употреблением все то, что мы узнаем из толкования сновидения, в
то время как остатки дневных впечатлений -- это только часть скрытых  мыслей
сновидения. Далее, согласно нашему пониманию, к остаткам дневных впечатлений
что-то прибавляется,  что-то относившееся также к бессознательному, сильное,
но   вытесненное  желание,  и   только   оно  делает  возможным  образование
сновидения. Влияние этого  желания на остатки дневных  впечатлений  вызывает
другую  часть  скрытых  мыслей  сновидения,  ту,   которая  уже  не  кажется
рациональной и понятной из жизни в бодрствовании.
     Для отношения остатков дневных впечатлений к бессознательному желанию я
воспользовался сравнением,  которое  могу здесь  только повторить. Во всяком
предприятии  нужен капиталист, берущий на  себя расходы,  и предприниматель,
который  имеет идею и умеет  ее осуществить. В образовании  сновидения  роль
капиталиста всегда играет  бессознательное  желание;  оно отдает психическую
энергию  для  образования  сновидения;  предприниматель --  остаток  дневных
впечатлений,  который распоряжается этими  расходами. Правда, капиталист сам
может  иметь идею,  а  предприниматель  капитал. Это  упрощает  практическую
ситуацию, но затрудняет ее теоретическое понимание. В народном хозяйстве это
одно лицо  всегда  будут делить на два -- капиталиста и предпринимателя -- и
восстановят  ту основную  позицию, из которой произошло наше сравнение.  При
образовании сновидения тоже случаются такие  же вариации, проследить которые
я предоставляю вам.
     Дальше мы с вами  не  можем пойти,  потому что  вы, вероятно, уже давно
заняты вопросом, который заслуживает внимания. Вы спрашиваете, действительно
ли  остатки  дневных  впечатлений бессознательны в  том  же  смысле,  что  и
бессознательное  желание, которое прибавляется, чтобы  сделать их способными
создать  сновидение? Ваше  предположение  правильно. Здесь  скрывается самая
суть всего дела. Они не  бессознательны в  том же смысле. Желание сновидения
относится  к  другому  бессознательному,  к  тому,  которое  мы  признаем за
инфантильное  и  наделяем  особыми  механизмами.  Было   бы  вполне  уместно
разделить эти два вида бессознательного, дав им разные названия.  Но с  этим
лучше  подождать, пока мы не  познакомимся с  областью неврозов. Если  уж за
одно бессознательное нас упрекают в фантастичности, то что же скажут на наше
признание, что нам необходимы еще и два вида бессознательного?
     Давайте  здесь   остановимся.  Опять  вы  услышали   только  о   чем-то
незаконченном; но  разве не внушает надежду мысль, что эти знания приведут к
новым,  которые  приобретем мы сами или другие после нас? А мы сами разве не
узнали достаточно нового и поразительного?
ПЯТНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ
     СОМНЕНИŸ И КРИТИКА
Hosted by uCoz