казалось бы, невинную проблему, как ошибочные действия. Пока мы еще не в
состоянии сгладить все эти противоречия. Я все-таки предлагаю временно
сохранить сравнение с судьей и подсудимым. Согласитесь, что смысл ошибочного
действия не вызывает сомнения, если анализируемый сам признает его. Зато и я
должен согласиться с вами, что нельзя представить прямого доказательства
предполагаемого смысла ошибочного действия, если анализируемый отказывается
сообщить какие-либо сведения или же он просто отсутствует. В таких случаях
так же, как и в судопроизводстве, прибегают к косвенным уликам, которые
позволяют сделать более или менее вероятное заключение. На основании
косвенных улик суд иногда признает подсудимого виновным. У нас нет такой
необходимости, но и нам не следует отказываться от использования таких улик.
Было бы ошибкой предполагать, что наука состоит только из строго доказанных
положений, да и неправильно от нее этого требовать. Такие требования к науке
может предъявлять только тот, кто ищет авторитетов и ощущает потребность
заменить свой религиозный катехизис на другой, хотя бы и научный. Наука
насчитывает в своем катехизисе мало аподиктических положений, в ней больше
утверждений, имеющих определенную степень вероятности. Признаком научного
мышления как раз и является способность довольствоваться лишь приближением к
истине и продолжать творческую работу, несмотря на отсутствие окончательных
подтверждений.
На что же нам опереться в своем толковании, где найти косвенные улики,
если показания анализируемого не раскрывают смысла ошибочного действия? В
разных местах. Сначала будем исходить из аналогии с явлениями, не связанными
с ошибочными действиями, например, когда мы утверждаем, что искажение имен
при оговорке имеет тот же унижающий смысл, как и при намеренном коверканий
имени. Далее мы будем исходить из психической ситуации, в которой
совершается ошибочное действие, из знания характера человека, совершившего
ошибочное действие, из тех впечатлений, которые он получил до ошибочного
действия, возможно, что именно на них он и реагировал этим ошибочным
действием. Обычно мы толкуем ошибочное действие, исходя из общих
соображений,
и высказываем сначала только предположение, гипотезу для толкования, а
затем, исследуя психическую ситуацию допустившего ошибку, находим ему
подтверждение. Иногда приходится ждать событий, как бы предсказанных
ошибочным действием, чтобы найти подтверждение нашему предположению.
Если я ограничусь одной только областью оговорок, я едва ли сумею столь
же легко найти нужные доказательства, хотя и здесь есть отдельные
впечатляющие примеры. Молодой человек, который хотел бы begleitdigen даму,
наверняка робкий; даму, муж которой ест и пьет то, что она хочет, я знаю как
одну из тех энергичных женщин, которые умеют командовать всем в доме. Или
возьмем такой пример: на общем собрании "Конкордии" молодой член этого
общества произносит горячую оппозиционную речь, во время которой он
обращается к членам правления, называя их "VorscAssmitglieder" [члены
ссуды], словом, которое может получиться из слияния слов Vorstand
[правление] и AusschuЯ [комиссия]. Мы предполагаем, что у него возникло
нарушающее намерение, противоречащее его оппозиционным высказываниям и
которое могло быть связано со ссудой. Действительно, вскоре мы узнаем, что
оратор постоянно нуждался в деньгах и незадолго до того подал прошение о
ссуде. Нарушающее намерение действительно могло выразиться в такой мысли:
сдержись в своей оппозиции, это ведь люди, которые разрешат тебе выдачу
ссуды.
Я смогу привести вам целый ряд таких уличающих доказательств, когда
перейду к другим ошибочным действиям.
Если кто-то забывает хорошо известное ему имя и с трудом его
запоминает, то можно предположить, что против носителя этого имени он что-то
имеет и не хочет о нем думать. Рассмотрим психическую ситуацию,
в которой происходит это ошибочное действие. "Господин У был безнадежно
влюблен в даму, которая вскоре выходит замуж за господина X. Хотя господин У
давно знает господина Х и даже имеет с ним деловые связи, он все время
забывает его фамилию и всякий раз, когда должен писать ему по делу,
справляется о его фамилии у других".* Очевидно, господин У не хочет ничего
знать о счастливом сопернике. "И думать о нем не хочу".
Или другой пример: дама справляется у врача о здоровье общей знакомой,
называя ее по девичьей фамилии. Ее фамилию по мужу она забыла. Затем она
|