Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 107 
Next page End  

казалось  бы, невинную  проблему, как ошибочные действия.  Пока мы еще не  в
состоянии  сгладить  все  эти  противоречия.  Я  все-таки предлагаю временно
сохранить сравнение с судьей и подсудимым. Согласитесь, что смысл ошибочного
действия не вызывает сомнения, если анализируемый сам признает его. Зато и я
должен согласиться  с вами,  что нельзя  представить  прямого доказательства
предполагаемого смысла ошибочного действия, если анализируемый  отказывается
сообщить  какие-либо  сведения или же он просто отсутствует. В таких случаях
так же,  как  и  в  судопроизводстве, прибегают к  косвенным уликам, которые
позволяют  сделать  более  или  менее  вероятное  заключение.  На  основании
косвенных  улик суд иногда признает  подсудимого виновным.  У нас  нет такой
необходимости, но и нам не следует отказываться от использования таких улик.
Было бы ошибкой предполагать,  что наука состоит только из строго доказанных
положений, да и неправильно от нее этого требовать. Такие требования к науке
может  предъявлять только тот,  кто  ищет  авторитетов и ощущает потребность
заменить  свой  религиозный катехизис на  другой,  хотя бы и  научный. Наука
насчитывает в  своем катехизисе мало аподиктических положений,  в ней больше
утверждений, имеющих определенную  степень  вероятности.  Признаком научного
мышления как раз и является способность довольствоваться лишь приближением к
истине  и продолжать творческую работу, несмотря на отсутствие окончательных
подтверждений.
     На что же  нам опереться в своем толковании, где найти косвенные улики,
если показания  анализируемого не раскрывают  смысла ошибочного действия?  В
разных местах. Сначала будем исходить из аналогии с явлениями, не связанными
с ошибочными  действиями, например, когда мы  утверждаем, что искажение имен
при оговорке имеет  тот же  унижающий смысл, как и при намеренном коверканий
имени.  Далее  мы   будем  исходить  из  психической  ситуации,   в  которой
совершается  ошибочное действие, из знания  характера человека, совершившего
ошибочное действие,  из тех  впечатлений, которые  он получил  до ошибочного
действия, возможно,  что  именно  на  них  он  и  реагировал этим  ошибочным
действием.   Обычно  мы   толкуем   ошибочное  действие,   исходя  из  общих
соображений,
     и высказываем сначала только предположение, гипотезу для  толкования, а
затем,  исследуя  психическую  ситуацию  допустившего  ошибку,  находим  ему
подтверждение.  Иногда   приходится  ждать  событий,  как  бы  предсказанных
ошибочным действием, чтобы найти подтверждение нашему предположению.
     Если я ограничусь одной только областью оговорок, я едва ли сумею столь
же   легко  найти  нужные  доказательства,  хотя  и  здесь  есть   отдельные
впечатляющие примеры. Молодой  человек, который  хотел бы begleitdigen даму,
наверняка робкий; даму, муж которой ест и пьет то, что она хочет, я знаю как
одну из  тех энергичных  женщин,  которые умеют командовать всем в доме. Или
возьмем  такой  пример:  на  общем  собрании "Конкордии" молодой член  этого
общества  произносит  горячую  оппозиционную  речь,  во  время   которой  он
обращается  к  членам  правления,  называя  их  "VorscAssmitglieder"  [члены
ссуды],  словом,  которое   может  получиться   из  слияния   слов  Vorstand
[правление] и AusschuЯ [комиссия].  Мы  предполагаем,  что  у  него возникло
нарушающее  намерение,  противоречащее  его  оппозиционным  высказываниям  и
которое  могло  быть связано со ссудой. Действительно, вскоре мы узнаем, что
оратор постоянно  нуждался в  деньгах и  незадолго до того подал  прошение о
ссуде. Нарушающее намерение действительно  могло  выразиться  в такой мысли:
сдержись в  своей  оппозиции, это ведь  люди, которые разрешат  тебе  выдачу
ссуды.
     Я смогу  привести вам  целый ряд таких  уличающих  доказательств, когда
перейду к другим ошибочным действиям.
     Если  кто-то  забывает  хорошо  известное  ему  имя  и   с  трудом  его
запоминает, то можно предположить, что против носителя этого имени он что-то
имеет и не хочет о нем думать. Рассмотрим психическую ситуацию,
     в которой происходит это ошибочное действие. "Господин У был безнадежно
влюблен в даму, которая вскоре выходит замуж за господина X. Хотя господин У
давно знает господина  Х  и даже  имеет с ним  деловые связи,  он все  время
забывает  его  фамилию  и  всякий раз,  когда должен  писать  ему  по  делу,
справляется о его фамилии у других".* Очевидно, господин У  не  хочет ничего
знать о счастливом сопернике. "И думать о нем не хочу".
     Или другой пример: дама справляется у врача о здоровье  общей знакомой,
называя ее по  девичьей фамилии. Ее фамилию  по мужу  она  забыла. Затем она
Hosted by uCoz