себя, скорее всего, очень неуютно. О рождении мы также говорим: увидеть
свет.
Если сон понимать именно так, то сновидение вообще не входит в его
программу, а кажется скорее какой-то нежелательной примесью. Мы даже
считаем, что сон без сновидений -- лучший и единственно правильный. Во сне
не должно быть никакой душевной деятельности; если же она все-таки
происходит, то мы не достигаем состояния абсолютного покоя; от остатков
душевной деятельности нельзя полностью освободиться. Эти остатки и есть
сновидения. Но тогда действительно кажется, что сновидению не нужен смысл.
При ошибочных действиях дело обстояло иначе; это были все-таки действия во
время бодрствования. Но если я сплю, совсем остановил душевную деятельность
и только определенные ее остатки не смог подавить, это еще не значит, что
эти остатки имеют смысл. Да мне и не нужен этот смысл, так как ведь все
остальное в моей душевной жизни спит. Тут действительно речь может идти
только о судорожных реакциях, только о таких психических феноменах, которые
прямо следуют за соматическим раздражением. Итак, сновидения как будто
являются мешающими сну остатками душевной жизни при бодрствовании, и мы
можем вновь прийти к заключению, что следует оставить эту неподходящую для
психоанализа тему.
И в то же время, как бы сновидение ни казалось излишним, оно все-таки
существует, и мы можем попытаться понять причины его существования. Почему
душевная жизнь не прекращается совсем? Вероятно, потому, что что-то не дает
душе покоя. На нее действуют раздражители, и она на них реагирует. Таким
образом, сновидение -- это способ реагирования души на действующие во сне
раздражители. Теперь у нас есть определенный подход к пониманию сновидения.
Рассматривая различные сновидения, мы можем искать эти мешающие сну
раздражители, на которые человек реагирует сновидением. Вот мы и отметили
первое, что объединяет все сновидения.
Есть ли у них еще что-нибудь общее? Да, несомненно, но его труднее
понять и описать. Душевные процессы во время сна носят совсем другой
характер, чем при бодрствовании. В сновидении многое переживаешь и в это
веришь, хотя на самом деле ничего не переживаешь, кроме, пожалуй, какого-то
мешающего раздражения. Сновидение переживается преимущественно в зрительных
образах; при этом могут возникать и чувства, и даже мысли, другие органы
чувств могут тоже что-то испытывать, но преобладают все-таки зрительные
образы. Затруднения при передаче сновидения происходят отчасти потому, что
эти образы нужно перевести в слова. Я мог бы это нарисовать, часто говорит
видевший сон, но я не знаю, как это выразить словами. Собственно говоря, это
не является снижением психической деятельности, как у слабоумных по
сравнению с гениальными людьми; это что-то качественно другое, но трудно
сказать, в чем заключается различие. Г. Т. Фехнер 1 высказал как-
----------------------------------------
1 Фехнер Г. Т. (1801-1887) -- создатель так называемой психофизики, под
которой он понимал науку о закономерностях, которым подчинена связь между
психическими и физическими явлениями. Конкретные исследования Фехнера
привели к установлению закона, согласно которому интенсивность ощущения есть
величина, пропорциональная логарифму физического раздражения. Фехнер
выдвинул идею об особой психической энергии, которая стремится к
равновесному состоянию и в случае разрядки вызывает у человека чувство
удовольствия. Эта идея была воспринята Фрейдом.
то предположение, что место (в душе), где разыгрываются сновидения,
иное, чем место существования представлений при бодрствовании. Правда, мы
этого не понимаем, не знаем, что по этому поводу думать, но впечатление
чуждости, которое производят большинство сновидений, здесь действительно
передается. Сравнение деятельности сновидения с действиями немузыкальной
руки также не помогает. Ведь пианино в любом случае ответит теми же звуками,
пусть и не мелодиями, как только кто-нибудь случайно коснется его клавиш.
Эту вторую общую черту всех сновидений, как бы она ни была непонятна,
давайте не будем упускать из виду.
Есть ли еще другие общие черты? Я не нахожу больше ни одной, всюду вижу
только различия, причем во всех отношениях, -- как в отношении кажущейся
длительности, так и того, что касается четкости, участия аффектов,
сохранения в памяти и т. п. Все происходит, собственно говоря, совсем не
так, как мы могли бы ожидать при вынужденном, бедном, конвульсивном
|