отражении раздражения. Что касается длительности сновидений, то есть очень
короткие, содержащие одну или несколько картин, одну мысль или даже только
одно слово; другие, невероятно богатые содержанием, представляют собой целые
романы и, по-видимому, длятся долго. Есть сновидения отчетливые, как
переживания [при бодрствовании], настолько отчетливые, что мы какое-то время
после пробуждения не признаем их за сновидения, другие же невероятно слабые,
расплывчатые, как тени; в одном и том же сновидении очень яркие места могут
сменяться едва уловимыми и неясными. Сновидения могут быть осмысленными или
по крайней мере связными, даже остроумными, фантастически прекрасными;
другие же спутанными, как бы слабоумными, абсурдными, часто даже безумными.
Бывают сновидения, которые оставляют нас равнодушными, другие полны всяких
аффектов, болью до слез, страхом вплоть до пробуждения, удивлением,
восторгом и т. д. Большинство сновидений после пробуждения забывается, или
же они сохраняются целый день, но к вечеру вспоминаются все слабее и с
пробелами; другие, например детские, сновидения, сохраняются настолько
хорошо, что и спустя 30 лет еще свежи в памяти. Сновидения, как индивиды,
могут явиться один-единственный раз и никогда больше не появляться, или они
повторяются у одного и того же лица без изменений или с небольшими
отступлениями. Короче говоря, эта ночная деятельность души имеет огромный
репертуар, может, собственно, проделать все, что душа творит днем, но это
все-таки не то же самое.
Можно было бы попытаться объяснить это многообразие сновидений,
предположив, что они соответствуют различным промежуточным стадиям между
сном и бодрствованием, различным степеням неглубокого сна. Да, но тогда
вместе с повышением значимости, содержательности и отчетливости сновидения
должно было бы усиливаться понимание того, что это -- сновидение, так как
при таких сновидениях душа близка к пробуждению, и не могло быть так, что
вслед за ясной и разумной частью сновидения шла бы бессмысленная или
неясная, а за ней -- опять хорошо разработанная часть. Так быстро душа не
могла бы, конечно, изменять глубину сна. Итак, это объяснение ничего не
дает; все не так просто.
Откажемся пока от [проблемы] "смысла" сновидения и попытаемся лучше
понять сновидения, исходя
из их общих черт. Из отношения сновидений к состоянию сна мы заключили,
что сновидение является реакцией на мешающее сну раздражение. Как мы уже
знаем, это единственный момент, где нам на помощь может прийти точная
экспериментальная психология; она приводит доказательства того, что
раздражения, произведенные во время сна, проявляются в сновидении. Много
таких опытов было поставлено уже упомянутым Моурли Вольдом; каждый из нас в
состоянии подтвердить этот результат на основании личного наблюдения. Для
сообщения я выберу некоторые более старые эксперименты. Мори (1878)
производил такие опыты над самим собой. Ему давали понюхать во сне одеколон.
Он видел во сне, что он в Каире в лавке Иоганна Мария Фарина, и далее
следовали невероятные приключения. Или его ущипнули слегка за затылок: ему
снится наложенный нарывной пластырь и врач, лечивший его в детстве. Или ему
налили на лоб каплю воды. Тогда он оказался в Италии, сильно потел и пил
белое вино Орвието.
То, что нам бросается в глаза в этих экспериментально вызванных
сновидениях, будет, может быть, яснее из других примеров сновидений,
вызванных внешним раздражителем. Это три сновидения, о которых сообщил
остроумный наблюдатель Гильдебрандт (1875); все они являются реакциями на
звон будильника.
"Итак, весенним утром я иду гулять и бреду зеленеющими полями в
соседнюю деревню, там я вижу жителей деревни в праздничных платьях с
молитвенниками в руках, большой толпой направляющихся в церковь. Ну да, ведь
сегодня воскресенье, и скоро начнется ранняя обедня. Я решаю принять в ней
участие, но сначала отдохнуть на окружающем церковь кладбище, так как я
немного разгорячен. Читая здесь различные надгробные надписи, я слышу, как
звонарь
поднимается на колокольню и вижу наверху маленький деревенский колокол,
который должен возвестить начало богослужения. Некоторое время он висит
неподвижно, затем начинает колебаться -- и вдруг раздаются его громкие
пронзительные звуки, такие громкие и пронзительные, что я просыпаюсь. Звуки,
однако, исходят от будильника".
|