Dinge zum Vorschwein gekommen, и по этому поводу его спросили -- нет, к
счастью, не мы, а другие, совершенно непричастные к психоанализу люди, --
эти другие спросили, что он хотел сказать данными непонятными словами.
Спрошенный тотчас же ответил, что он имел намерение сказать: das waren
Schweinereien (это были свинства), но подавил это намерение для другого,
выраженного более мягко. Уже тогда я вам заявил, что этот расспрос является
прообразом любого психоаналитического исследования, и теперь вы понимаете,
что техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадок,
насколько это возможно, от самого обследуемого. Таким образом, видевший сон
сам должен нам сказать, что значит его сновидение.
Но, как известно, при сновидении все не так просто. При ошибочных
действиях это удавалось в целом ряде случаев, но были и случаи, когда
спрашиваемый ничего не хотел говорить и даже возмущенно отклонял
предложенный нами вариант ответа. При сновидении же случаев первого рода
вообще нет; видевший сон всегда отвечает, что он ничего не знает. Отрицать
наше толкование он не может, потому что мы ему ничего не можем предложить.
Может быть, нам все же отказаться от своей попытки? Ни он, ни мы ничего не
знаем, а кто-то третий уж наверняка ничего не может знать, так что у нас,
пожалуй, нет никакой
надежды что-либо узнать. Тогда, если хотите, оставьте эту попытку. Если
нет, можете следовать за мной. Я скажу вам, что весьма возможно и даже очень
вероятно, что видевший сон все-таки знает, что означает его сновидение, он
только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает этого.
Вы можете мне заметить, что я опять ввожу новое предположение, уже
второе в этом коротком изложении, и тем самым в значительной степени ставлю
под сомнение достоверность своего метода. Итак, первое предположение
заключается в том, что сновидение есть психический феномен, второе -- в том,
что в душе человека существует что-то, о чем он знает, не зная, что он о нем
знает, и т. д. Стоит только принять во внимание внутреннюю
неправдоподобность каждого из этих двух предположений, чтобы вообще утратить
всякий интерес к вытекающим из них выводам.
Но, уважаемые дамы и господа, я пригласил вас сюда не для того, чтобы
подурачить или что-то скрывать. Я, правда, заявил об "элементарном курсе
лекций по введению в психоанализ", но я не намерен был излагать вам материал
in usum delphini,* изображая все сглаженным, тщательно скрывая от вас все
трудности, заполняя все пробелы, затушевывая сомнения, чтобы вы с легким
сердцем могли подумать, что научились чему-то новому. Нет, именно потому,
что вы начинающие, я хотел показать вам нашу науку как она есть, с ее
шероховатостями и трудностями, претензиями и сомнениями. Я знаю, что ни в
одной науке не может быть иначе, особенно вначале. Я знаю также, что при
преподавании сначала стараются скрыть от учащихся эти трудности и
несовершенства.
----------------------------------------
* In usum delphini -- "для дофина" (надпись, сделанная на издании
классиков, которое по приказу Людовика XIV было составлено для его сына). --
Прим. нем. изд.
Но к психоанализу это не подходит. Я действительно сделал два
предположения, одно в пределах другого, и кому все это кажется слишком
трудным и неопределенным, кто привык к большей достоверности и изяществу
выводов, тому не следует идти с нами дальше. Я только думаю, что ему вообще
следовало бы оставить психологические проблемы, потому что, боюсь, точных и
достоверных путей, которыми он готов идти, здесь он, скорее всего, не
найдет. Да и совершенно излишне, чтобы наука, которая может что-то
предложить, беспокоилась о том, чтобы ее услышали, и вербовала бы себе
сторонников. Ее результаты должны говорить за нее сами, а сама она может
подождать, пока они привлекут внимание.
Но тех из вас, кто хочет продолжать занятия, я должен предупредить, что
оба мои предположения не равноценны. Первое предположение, что сновидение
является психическим феноменом, мы хотим доказать результатами нашей работы;
второе уже доказано в другой области науки, и я только беру на себя смелость
приложить его к решению наших проблем.
Так где же, в какой области науки было доказано, что есть такое знание,
о котором человеку ничего не известно (как это имеет место, по нашему
предположению, у видевшего сон)? Это был бы замечательный, поразительный
|