факт, меняющий наше представление о душевной жизни, который нет надобности
скрывать. Между прочим, это факт, который сам отрицает то, что утверждает, и
все-таки является чем-то действительным, contradictio in adjecto.* Так он и
не скрывается. И не его вина, если о нем ничего не знают или недостаточно в
него вдумываются. Точно так же не наша вина, что обо всех этих
психологических проблемах судят люди, которые далеки от всех наблюде-
----------------------------------------
* Противоречие в определении (лат.). -- Прим. пер.
ний и опытов, имеющих в данном вопросе решающее значение.
Доказательство было дано в области гипнотических явлений. Когда я в
1889 г. наблюдал чрезвычайно убедительные демонстрации Льебо и Бернгейма в
Нанси, я был свидетелем и следующего эксперимента. Когда человека привели в
сомнамбулическое состояние, заставили в этом состоянии галлюцинаторно
пережить всевозможные ситуации, а затем разбудили, то сначала ему казалось,
что он ничего не знает о происходившем во время гипнотического сна. Бернгейм
потребовал рассказать, что с ним происходило во время гипноза. Человек
утверждал, что ничего не может вспомнить. Но Бергейм настаивал, требовал,
уверял его, что он знает, должен вспомнить, и вот человек заколебался, начал
собираться с мыслями, вспомнил сначала смутно одно из внушенных ему
переживаний, затем другое, воспоминание становилось все отчетливей, все
полнее и наконец было восстановлено без пробелов. Но так как он все это
знал, как затем и оказалось, хотя никто посторонний не мог ему ничего
сообщить, то напрашивается вывод, что он знал об этих переживаниях ранее.
Только они были ему недоступны, он не знал, что они у него есть, он полагал,
что ничего о них не знает. Итак, это совершенно та же самая ситуация, в
которой, как мы предполагаем, находится видевший сон.
Надеюсь, вас поразит этот факт и вы спросите меня: почему же вы не
сослались на это доказательство уже раньше, рассматривая ошибочные действия,
когда мы пришли к заключению, что приписывали оговорившемуся человеку
намерения, о которых он не знал и которые отрицал? Если кто-нибудь думает,
что ничего не знает о переживаниях, воспоминания о которых у него все-таки
есть, то тем более вероятно, что он ничего не знает и о других внутренних
душевных процессах. Этот довод, конечно, произвел бы впечатление и помог бы
нам понять ошибочные действия. Разумеется, я мог бы сослаться на него и
тогда, но я приберег его для другого случая, где он был более необходим.
Ошибочные действия частично разъяснились сами собой; с другой стороны, они
напомнили нам, что вследствие общей связи явлений все-таки следует
предположить существование таких душевных процессов, о которых ничего не
известно. Изучая сновидения, мы вынуждены пользоваться сведениями из других
областей, и, кроме того, я учитываю тот факт, что здесь вы скорее
согласитесь на привлечение сведений из области гипноза. Состояние, в котором
совершаются ошибочные действия, должно быть, кажется вам нормальным, оно не
похоже на гипнотическое. Напротив, между гипнотическим состоянием и сном,
при котором возникают сновидения, имеется значительное сходство. Ведь
гипнозом называется искусственный сон; мы говорим лицу, которое
гипнотизируем: спите, и внушения, которые мы ему делаем, можно сравнить со
сновидениями во время естественного сна. Психические ситуации в обоих
случаях действительно аналогичны. При естественном сне мы гасим интерес к
внешнему миру, при гипнотическом -- опять-таки ко всему миру, за исключением
лица, которое нас гипнотизирует, с которым мы остаемся в связи. Впрочем, так
называемый сон кормилицы, при котором она имеет связь с ребенком и только им
может быть разбужена, является нормальной аналогией гипнотического сна.
Перенесение особенностей гипноза на естественный сон не кажется поэтому
таким уж смелым. Предположение, что видевший сон также знает о своем
сновидении, которое ему только недоступно, так что он и сам этому не верит,
не совсем беспочвенно. Кстати, заметим себе, что здесь перед нами
открывается третий путь к изучению сновидений: от нарушающих сон
раздражений, от
снов наяву, а теперь еще от сновидении, внушенных в гипнотическом
состоянии.
А теперь, когда наша уверенность в себе возросла, вернемся к нашей
проблеме. Итак, очень вероятно, что видевший сон знает о своем сновидении, и
задача состоит в том, чтобы дать ему возможность обнаружить это знание и
сообщить его нам. Мы не требуем, чтобы он сразу сказал о смысле своего
|