предположений -- усвоили два момента: понимание элемента сновидения и
технику толкования сновидения. Понимание элемента сновидения заключается в
том, что он не является собственным [содержанием], а заместителем чего-то
другого, не известного видевшему сон, подобно намерению ошибочного действия,
заместителем чего-то, о чем видевший сон знает, но это знание ему
недоступно. Надеемся, что это же понимание можно распространить и на все
сновидение, состоящее из таких элементов. Наша техника состоит в том, чтобы
благодаря свободным ассоциациям вызвать к этим элементам другие замещающие
представления, из которых можно узнать скрытое.
Теперь я предлагаю вам внести изменения в терминологию, которые должны
упростить наше изложение. Вместо "скрытое, недоступное, не собственное*
[содер-
----------------------------------------
* По смыслу должно быть "собственное". Прим. ред. перевода.
жание]" мы, выражаясь точнее, скажем "недоступное сознанию видевшего
сон, или бессознательное" (unbewuЯt). Под этим мы подразумеваем (как это
было и в отношении к забытому слову или нарушающей тенденции ошибочного
действия) не что иное, как бессознательное в данный момент. В
противоположность этому мы, конечно, можем назвать сами элементы сновидения
и вновь полученные благодаря ассоциациям замещающие представления
сознательными. С этим названием не связана какая-то новая теоретическая
конструкция. Употребление слова "бессознательное", как легко понятного и
подходящего, не может вызвать возражений.
Если мы распространим наше понимание отдельного элемента на все
сновидение, то получится, что сновидение как целое является искаженным
заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования
сновидения -- найти это бессознательное. Отсюда сразу выводятся три важных
правила, которых мы должны придерживаться во время работы над толкованием
сновидения: 1) не нужно обращать внимания на то, что являет собой
сновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, так как
оно все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным
(естественное ограничение этого правила напрашивается само собой); 2) работу
ограничивать тем, что к каждому элементу вызывать замещающие представления,
не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не
обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения;
3) нужно выждать, пока скрытое искомое бессознательное возникнет само,
точно так же, как забытое слово Монако в описанном примере.
Теперь нам также понятно, насколько безразлично, хорошо или плохо,
верно или неверно восстановлено в памяти сновидение. Ведь восстановленное в
памяти сновидение не является собственным содержанием, но только искаженным
заместителем того, что должно нам помочь путем вызывания других замещающих
представлений приблизиться к собственному содержанию, сделать
бессознательное сознательным. Если воспоминание было неточным, то просто в
заместителе произошло дальнейшее искажение, которое, однако, не может быть
немотивированным.
Работу толкования можно провести как на собственных сновидениях, так и
на сновидениях других. На собственных даже большему научишься, процесс
толкования здесь более убедителен. Итак, если попытаешься это сделать, то
замечаешь, что что-то противится работе. Мысли хотя и возникают, но не всем
им придаешь значение. Производится проверка, и делается выбор. Об одной
мысли говоришь себе: нет, это здесь не подходит, не относится сюда, о другой
-- это слишком бессмысленно, о третьей -- это уж совсем второстепенно, и
вскоре замечаешь, что при таких возражениях мысли задерживаются прежде, чем
станут совершенно ясными, и наконец прогоняются. Таким образом, с одной
стороны, слишком сильно зависишь от исходного представления, от самого
элемента сновидения, с другой -- выбор мешает результату свободной
ассоциации. Если толкование сновидения проводишь не наедине, а просишь
кого-нибудь толковать свое сновидение, то ясно чувствуешь еще один мотив,
которым оправдываешь такой недопустимый выбор. Тогда говоришь себе по поводу
отдельных мыслей: нет, эта мысль слишком неприятна, я не хочу или не могу ее
высказать.
Эти возражения явно угрожают успешности нашей работы. Против них нужно
защититься, и при анализе собственного сновидения делаешь это с твердым
намерением не поддаваться им; если анализируешь сновидение другого, то
|