лестницу, имеет отношение к этой компании потому, что делает такие движения,
с которыми в простонародье сравнивается половой акт (см. Anthropophyteia). С
его лестницей как сексуальным символом мы познакомились в сновидении; нам на
помощь приходит употребление в немецком языке слова "steigen" [подниматься],
применяемого в специфически сексуальном смысле. Говорят: "Den Frauen
nachsteigen" [приставать к женщинам] и "ein alter Steiger" [старый
волокита]. По-французски ступенька называется la marche, мы находим
совершенно аналогичное выражение для старого бонвивана "un vieux marcheur".
С этим, вероятно, связано то, что при половом акте многих крупных животных
самец взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на самку.
Срывание ветки как символическое изображение онанизма не только
совпадает с простонародным изображением онанистического акта, но имеет и
далеко идущие мифологические параллели. Но особенно замечательно изображение
онанизма или, лучше сказать, наказания за него, кастрации, посредством
выпадения и вырывания зубов, потому что этому есть аналогия в фольклоре,
которая, должно быть, известна очень немногим лицам, видящим их во сне. Мне
кажется несомненным, что распространенное у столь многих народов обрезание
является эквивалентом и заменой кастрации. И вот нам сообщают, что в
Австралии известные примитивные племена вводят обрезание в качестве ритуала
при наступлении половой зрелости (во время празднеств по случаю наступления
совершеннолетия), в то время как другие, живущие совсем рядом, вместо этого
акта вышибают один зуб.
Этими примерами я закончу свое изложение. Это всего лишь примеры; мы
больше знаем об этом, а вы можете себе представить, насколько содержательнее
и интереснее получилось бы подобное собрание примеров, если бы оно было
составлено не дилетантами, как мы, а настоящими специалистами в области
мифологии, антропологии, языкознания, фольклора. Напрашиваются некоторые
выводы, которые не могут быть исчерпывающими, но дают нам пищу для
размышлений.
Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон
находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в
состоянии бодрствования. Это настолько же поразительно, как если бы вы
сделали открытие, что ваша прислуга понимает санскрит, хотя вы знаете, что
она родилась в богемской деревне и никогда его не изучала. При наших
психологических воззрениях нелегко объяснить этот факт. Мы можем только
сказать, что знание символики не осознается видевшим
сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Но и этим
предположением мы ничего не достигаем. До сих пор нам необходимо было
предполагать только бессознательные стремления, такие, о которых нам
временно или постоянно ничего не известно. Теперь же речь идет о
бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между
различными объектами, вследствие которых одно постоянно может замещаться
другим. Эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложены
готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различных
лиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков.
Откуда же берется знание этих символических отношений? Только небольшая
их часть объясняется словоупотреблением. Разнообразные параллели из других
областей по большей части неизвестны видевшему сон; да и мы лишь с трудом
отыскивали их.
Во-вторых, эти символические отношения не являются чем-то таким, что
было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения,
благодаря которой они выражаются. Ведь мы узнали, что такая же символика
используется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в
общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.1 Область
----------------------------------------
1 Идея о том, что в картинах сновидений имеется символическое
содержание, требующее особого истолкования, сложилась в древнейшие времена.
Обычно этому содержанию придавался прогностический смысл, хотя доступных
логическому обоснованию и эмпирической проверке доказательств правомерности
такого подхода не приводилось. Своеобразие позиции Фрейда, ставшей предметом
острых дискуссий и побудившей многих сторонников признания важной роли
бессознательных влечений отойти от того варианта психоанализа, который
создал Фрейд, заключалось в том, что в качестве основного принципа
объяснения содержания сновидений был выдвинут принцип сексуальной символики.
|