Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 107 
Next page End  

лестницу, имеет отношение к этой компании потому, что делает такие движения,
с которыми в простонародье сравнивается половой акт (см. Anthropophyteia). С
его лестницей как сексуальным символом мы познакомились в сновидении; нам на
помощь приходит употребление в немецком языке слова "steigen" [подниматься],
применяемого  в  специфически   сексуальном  смысле.  Говорят:  "Den  Frauen
nachsteigen"  [приставать  к  женщинам]  и  "ein   alter  Steiger"   [старый
волокита].   По-французски  ступенька  называется   la  marche,  мы  находим
совершенно аналогичное выражение для старого бонвивана "un vieux  marcheur".
С этим, вероятно,  связано то, что при  половом акте многих крупных животных
самец взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на самку.
     Срывание  ветки  как  символическое   изображение  онанизма  не  только
совпадает  с  простонародным изображением  онанистического акта, но имеет  и
далеко идущие мифологические параллели. Но особенно замечательно изображение
онанизма  или,  лучше  сказать,  наказания за  него,  кастрации, посредством
выпадения  и вырывания  зубов, потому  что этому  есть аналогия в фольклоре,
которая, должно быть, известна очень немногим лицам,  видящим их во сне. Мне
кажется несомненным, что распространенное у  столь многих  народов обрезание
является  эквивалентом  и  заменой  кастрации.  И  вот  нам  сообщают, что в
Австралии известные примитивные племена вводят обрезание  в качестве ритуала
при наступлении половой зрелости (во  время празднеств по случаю наступления
совершеннолетия), в то время как другие, живущие  совсем рядом, вместо этого
акта вышибают один зуб.
     Этими  примерами  я  закончу свое изложение. Это всего лишь примеры; мы
больше знаем об этом, а вы можете себе представить, насколько содержательнее
и интереснее получилось  бы  подобное собрание примеров,  если  бы оно  было
составлено  не  дилетантами, как мы, а  настоящими  специалистами  в области
мифологии,  антропологии,  языкознания,  фольклора. Напрашиваются  некоторые
выводы,  которые  не  могут  быть  исчерпывающими,  но  дают  нам  пищу  для
размышлений.
     Во-первых, мы  поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон
находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в
состоянии  бодрствования.  Это  настолько  же поразительно, как  если  бы вы
сделали открытие, что ваша прислуга  понимает санскрит,  хотя вы знаете, что
она  родилась  в богемской  деревне  и  никогда  его не изучала.  При  наших
психологических воззрениях  нелегко объяснить  этот  факт. Мы  можем  только
сказать, что знание символики не осознается видевшим
     сон, оно относится  к его  бессознательной  духовной жизни.  Но и  этим
предположением  мы  ничего  не достигаем.  До сих  пор нам  необходимо  было
предполагать  только   бессознательные  стремления,  такие,  о  которых  нам
временно  или   постоянно  ничего   не  известно.  Теперь  же  речь  идет  о
бессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения между
различными объектами, вследствие  которых одно  постоянно  может  замещаться
другим.  Эти сравнения  не возникают каждый  раз  заново,  они  уже заложены
готовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из  их сходства у различных
лиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков.
     Откуда же берется знание этих символических отношений? Только небольшая
их часть объясняется словоупотреблением.  Разнообразные  параллели из других
областей по  большей  части неизвестны видевшему сон; да и  мы лишь с трудом
отыскивали их.
     Во-вторых,  эти  символические отношения не  являются чем-то таким, что
было  бы  характерно  только для  видевшего  сон или для работы  сновидения,
благодаря  которой они  выражаются.  Ведь мы узнали, что  такая же символика
используется  в   мифах  и  сказках,  в  народных  поговорках  и  песнях,  в
общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.1 Область
     ----------------------------------------
     1  Идея  о  том,  что  в  картинах  сновидений  имеется   символическое
содержание, требующее особого истолкования, сложилась в древнейшие  времена.
Обычно этому  содержанию придавался прогностический  смысл,  хотя  доступных
логическому обоснованию и эмпирической проверке доказательств  правомерности
такого подхода не приводилось. Своеобразие позиции Фрейда, ставшей предметом
острых  дискуссий  и  побудившей многих  сторонников признания  важной  роли
бессознательных  влечений  отойти  от  того варианта  психоанализа,  который
создал  Фрейд,  заключалось  в  том,  что  в  качестве  основного   принципа
объяснения содержания сновидений был выдвинут принцип сексуальной символики.
Hosted by uCoz