Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 107 
Next page End  

Образы любых явлений,  представляемых субъектом в сновидном состоянии, Фрейд
сгруппировал в различные формы сексуальной символики.
     символики чрезвычайно обширна,  символика сновидений является ее  малой
частью,  даже  нецелесообразно приступать к рассмотрению  всей этой проблемы
исходя  из сновидения.  Многие употребительные в других  областях символы  в
сновидениях не встречаются или  встречаются лишь  очень редко,  некоторые из
символов сновидений встречаются не во всех  других областях, а  только в той
или  иной.  Возникает  впечатление,  что  перед  нами  какой-то древний,  но
утраченный  способ  выражения,  от  которого  в разных областях  сохранилось
разное, одно  только  здесь, другое только там, третье в  слегка  измененной
форме  в  нескольких  областях.  Я  хочу  вспомнить  здесь  фантазию  одного
интересного душевнобольного, воображавшего себе какой-то "основной язык", от
которого во всех этих символических отношениях будто бы имелись остатки.
     В-третьих,  вам  должно было  броситься в глаза, что символика в других
указанных областях не  только  сексуальная,  в  то  время как  в  сновидении
символы используются почти исключительно для выражения сексуальных  объектов
и  отношений.  И  это  нелегко  объяснить. Не  нашли  ли исходно  сексуально
значимые символы позднее другое применение и не  связан  ли с этим известный
переход  от  символического изображения к другому его  виду? На этот вопрос,
очевидно, нельзя ответить, если иметь дело только  с символикой  сновидений.
Можно лишь предположить,  что  существует  особенно  тесное  отношение между
истинными символами и сексуальностью.
     По этому поводу нам было  дано в  последние годы одно  важное указание.
Филолог Г. Шпербер (Упсала),
     работающий независимо от психоанализа, выдвинул (1912) утверждение, что
сексуальные   потребности   принимали   самое  непосредственное  участие   в
возникновении  и  дальнейшем  развитии языка. Начальные звуки  речи  служили
сообщению и подзывали сексуального партнера; дальнейшее развитие корней слов
сопровождало  трудовые  операции  первобытного  человека.  Эти  работы  были
совместными  и проходили  в  сопровождении  ритмически  повторяемых языковых
выражений. При этом сексуальный интерес переносился на работу.  Одновременно
первобытный человек делал труд приятным для себя, принимая его за эквивалент
и замену половой деятельности. Таким образом, произносимое при общей  работе
слово имело два значения, обозначая  как  половой  акт, так и приравненную к
нему  трудовую деятельность. Со временем слово освободилось от  сексуального
значения и  зафиксировалось  на этой  работе. Следующие  поколения поступали
точно  так  же  с  новым  словом,  которое  имело   сексуальное  значение  и
применялось  к  новому виду труда. Таким  образом  возникало  какое-то число
корней  слов, которые  все были сексуального происхождения, а затем лишились
своего сексуального значения. Если вышеизложенная точка зрения правильна, то
перед нами, во  всяком  случае, открывается  возможность понимания символики
сновидений. Мы могли бы понять, почему в сновидении, сохраняющем  кое-что из
этих самых древних отношений, имеется такое огромное  множество символов для
сексуального,  почему  в  общем   оружие  и  орудия  символизируют  мужское,
материалы и то, что обрабатывается, -- женское. Символическое отношение было
бы остатком древней принадлежности слова; вещи, которые когда-то  назывались
так же, как  и  гениталии, могли теперь в сновидении выступить для того же в
качестве символов.
     Но  благодаря  этим параллелям к символике сновидений  вы  можете также
оценить   характерную  особенность   психоанализа,   благодаря   которой  он
становится  предметом  всеобщего  интереса,   чего   не  могут  добиться  ни
психология,  ни  психиатрия.   При  психоаналитической  работе  завязываются
отношения  с очень многими другими  гуманитарными  науками,  с мифологией, а
также  с языкознанием, фольклором,  психологией  народов и  религиоведением,
изучение которых обещает ценнейшие результаты. Вам будет  понятно, почему на
почве  психоанализа вырос журнал Imago,  основанный в 1912  г. под редакцией
Ганса  Сакса   и   Отто  Ранка,   поставивший   себе  исключительную  задачу
поддерживать  эти отношения.  Во  всех  этих отношениях  психоанализ сначала
больше давал,  чем получал.  Хотя  и  он извлекает выгоду  из того, что  его
своеобразные  результаты  подтверждаются  в  других  областях  и  тем  самым
становятся более  достоверными, но в целом  именно психоанализ  предложил те
технические  приемы и подходы,  применение которых  оказалось плодотворным в
этих других областях.1 Душевная жизнь
     ----------------------------------------
Hosted by uCoz