неудовлетворительной. Поэтому я должен просить вас довольствоваться тем, что
легче получить, -- сообщением о небольших фрагментах сновидений лиц,
страдающих неврозом, по которым по отдельности можно узнать то или иное.
Легче всего продемонстрировать символы сновидения, затем -- определенные
особенности регрессивного изображения сновидений. О каждом из нижеследующих
сновидений я скажу вам, почему я счел нужным сообщить о нем.
1. Сновидение состоит только из двух простых картин: его дядя курит
папиросу, хотя сегодня суббота; какая-то женщина гладит и ласкает его
(видевшего сон), как своего ребенка.
По поводу первой картины видевший сон (еврей) замечает, что его дядя --
набожный человек, который никогда не совершал и не совершил бы подобного
греха. Относительно женщины во второй картине ему ничего не приходит в
голову, кроме того, что это его мать. Обе эти картины или мысли, очевидно,
следует привести в соответствие друг с другом. Но каким образом? Так как он
решительно оспаривает действие дяди, то естественно прибавить "если". "Если
мой дядя, святой человек, стал бы курить в субботу папиросу, то я мог бы
допустить ласки матери". Очевидно, что ласка матери -- такое же недопустимое
действие, как курение в субботу для набожного еврея. Вспомните, что я
говорил вам о том, что при работе сновидения отпадают все отношения между
мыслями сновидения; они растворяются в своем сыром материале, и
задачей толкования является вновь восстановить опущенные отношения.
2. Благодаря своим публикациям о сновидении я стал в известном смысле
общественным консультантом по вопросам сновидений и в течение многих лет
получаю с самых разных сторон письма, в которых мне сообщаются сновидения
или предлагается их толкование. Я, конечно, благодарен всем тем, кто
прибавляет к сновидению достаточно материала, чтобы толкование стало
возможным, или кто сам дает такое толкование. К этой категории относится
следующее сновидение одного врача из Мюнхена, относящееся к 1910 г. Я
привожу его, потому что оно может вам доказать, насколько сновидение в общем
недоступно пониманию, пока видевший сон не даст нам дополнительно своих
сведений. Я ведь предполагаю, что вы, в сущности, считаете идеальным
толкование сновидений с помощью использования значения символов,
ассоциативную же технику хотели бы устранить, а мне хочется освободить вас
от этого вредного заблуждения.
"13 июля 1910г. мне снится: я еду на велосипеде вниз по улице
Тюбингена, как вдруг коричневая такса пускается за мной в погоню и хватает
меня за пятку. Проехав немного дальше, я слезаю с велосипеда, сажусь на
ступеньку и начинаю колотить животное, крепко уцепившееся зубами (от укуса и
всей сцены у меня нет неприятных чувств). Напротив сидят несколько
престарелых дам, которые смотрят на меня улыбаясь. Затем я просыпаюсь, и,
как уже часто бывало, в этот момент перехода к бодрствованию все сновидение
становится мне ясным".
Символами здесь мало поможешь. Но видевший сон сообщает нам: "В
последнее время я был влюблен в одну девушку, видел ее только на улице, но
не имел никакой возможности завести знакомство. Самым приятным для меня
поводом для знакомства могла быть
такса, так как я большой любитель животных и это же качество с
симпатией заметил у девушки". Он добавляет также, что неоднократно с большой
ловкостью и зачастую к удивлению зрителей вмешивался в борьбу грызущихся
между собой собак. Итак, мы узнаем, что понравившаяся ему девушка постоянно
появлялась в сопровождении этой особенной собаки. Но из явного сновидения
эта девушка устранена, осталась только ассоциируемая с ней собака. Может
быть, престарелые дамы, которые ему улыбаются, заняли место девушки. Того,
что он еще сообщает, недостаточно для объяснения этого момента. То, что в
сновидении он едет на велосипеде, является прямым повторением припоминаемой
ситуации. Он всегда встречал девушку с собакой только тогда, когда был на
велосипеде.
3. Если кто-нибудь потерял своего дорогого родственника, то ему долгое
время после этого снятся сны особого рода, в которых знание о смерти
заключает самые странные компромиссы с потребностью воскресить мертвого. То
умерший, будучи мертвым, продолжает все-таки жить, потому что он не знает,
что умер, и если бы он это узнал, то лишь тогда умер бы окончательно; то он
наполовину мертв, а наполовину жив, и каждое из этих состояний имеет свои
особые признаки. Эти сновидения нельзя назвать бессмысленными, так как
|