воскресение для сновидения не является неприемлемым, как, например, и для
сказки, где это совершенно обычное событие. Насколько я смог
проанализировать такие сновидения, они способны на разумное решение, но
достойное уважения желание возвратить к жизни мертвого умеет добиваться
этого самыми странными средствами. Я предлагаю вам здесь такое сновидение,
которое звучит достаточно странно и бессмысленно и анализ которого покажет
вам многое из того, к чему вы подготовлены нашими теоретическими
рассуждениями. Сновидение одного мужчины, который несколько лет тому назад
потерял отца.
Отец умер, но был выкопан и плохо выглядит. С тех пор он живет, и
видевший сон делает все, чтобы он ничего не заметил. (Затем сновидение
переходит на другие явления, не имеющие с этим, по-видимому, ничего общего).
Отец умер, это мы знаем. Что он был выкопан, не соответствует
действительности, да и все последующее не принимает ее во внимание. Но
видевший сон рассказывает: когда он вернулся с похорон отца, у него
разболелся зуб. Он хотел поступить с ним по предписанию еврейского учения:
если твой зуб тебе досаждает, вырви его, -- и отправился к зубному врачу. Но
тот сказал: зуб не следует вырывать, нужно потерпеть. Я кое-что положу,
чтобы его убить, приходите через три дня опять, я это выну.
Это "вынимание", говорит вдруг видевший сон, и есть эксгумация.
Неужели видевший сон прав? Не совсем, потому что ведь вынимался не сам
зуб, а только то, что в нем омертвело. Но подобные неточности, судя по
другим примерам, вполне можно ожидать от работы сновидения. Видевший сон
сгустил, слил в одно умершего отца и мертвый, но сохраненный зуб.
Неудивительно, что в явном сновидении получилось что-то бессмысленное,
потому что не все, что можно сказать о зубе, подходит к отцу. Где же вообще
Tertium comparationis* между зубом и отцом, что сделало возможным это
сгущение?
И все-таки это, должно быть, именно так, потому что видевший сон
продолжает рассказывать, что ему известно, если увидишь во сне выпавший зуб,
то это значит, что потеряешь кого-нибудь из членов семьи.
Мы знаем, что это популярное толкование неверно или верно, по крайней
мере, только в шуточном смыс-
----------------------------------------
* Третье в сравнении.
ле. Тем более нас поражает то обстоятельство, что начатую таким образом
тему можно проследить и в других фрагментах содержания сновидения.
Без дальнейших требований видевший сон начинает теперь рассказывать о
болезни и смерти отца и также о своем отношении к нему. Отец долго болел,
уход и лечение стоили ему, сыну, много денег. И тем не менее ему ничего не
было жаль, он никогда не терял терпения, никогда не испытывал желания, чтобы
скорее наступил конец. Он хвастает чисто еврейской почтительностью к отцу,
строгим выполнением еврейского закона. Но не бросается ли нам в глаза
противоречие в относящихся к сновидению мыслях? Он идентифицировал зуб с
отцом. По отношению к зубу он хотел поступить по еврейскому закону, приговор
которого гласил: вырвать его, если он причиняет боль и досаду. И по
отношению к отцу он хотел поступить по предписанию закона, который на этот
раз означал, несмотря на затраты и беспокойство, взять всю тяжесть на себя и
не допускать никакого враждебного намерения против причиняющего горе
объекта. Разве сходство не было бы гораздо более несомненным, если бы он
действительно проявил по отношению к больному отцу те же чувства, что и к
больному зубу, т. е. пожелал бы, чтобы скорая смерть положила конец его
излишнему, страдальческому и дорогостоящему существованию?
Я не сомневаюсь в том, что таково было его действительное отношение к
отцу во время его длительной болезни, а хвастливые уверения в его набожной
почтительности предназначены для того, чтобы отвлечь внимание от этих
воспоминаний. При таких условиях обыкновенно возникает желание смерти тому,
кто причиняет беспокойство, и он скрывается под маской сострадания, когда,
например, думают: это было бы для него только избавлением. Но заметьте, что
в данном
случае даже в скрытых мыслях сновидения мы перешагнули какую-то черту.
Первая их часть, несомненно, только временно, т. е. во время образования
сновидения, бессознательна, но враждебные чувства против отца могли быть
длительное время бессознательными, может быть, возникли еще в детские годы,
|