Нельзя сказать, чтобы мир был очень благодарен психоаналитическому
исследованию за открытие Эдипова комплекса. Наоборот, оно вызвало самый
яростный протест взрослых, и лица, которые упустили возможность принять
участие в отрицании этого предо-
----------------------------------------
1 Эдипов комплекс -- одно из главных объяснительных понятий фрейдизма.
Подробно он обсуждается в одной из последующих лекций.
К представлению об Эдиповом комплексе Фрейд, по его утверждению,
пришел, исходя из анализа взаимоотношений с собственным отцом. Фрейд
неизменно придерживался версии об Эдиповом комплексе, отвергнутой прежними
приверженцами ортодоксального психоанализа, в том числе Адлером и Юнгом, на
которых и содержится намек в этой лекции,
судительного или запретного чувственного отношения, исправили
впоследствии свою ошибку посредством перетолкований, лишив комплекс его
значения. По моему твердому убеждению, здесь нечего отрицать и нечего
приукрашивать. Следует примириться с фактом, который даже греческим
сказанием признается как неумолимый рок. Интересно, что исключенный из жизни
Эдипов комплекс предоставляется поэзии, как бы передается в ее полное
распоряжение. О. Ранк в тщательно проведенном исследовании (1912в) показал,
что именно Эдипов комплекс дал драматической поэзии богатые мотивы в
бесконечных измененных, смягченных и замаскированных формах, т. е. в таких
искажениях, в каких мы узнаем результат действия цензуры. Этот Эдипов
комплекс мы можем, таким образом, приписать также тем лицам, которым
посчастливилось избежать в дальнейшей жизни конфликтов с родителями, и в
тесной связи с ним мы находим то, что называем комплексом кастрации, реакцию
на приписываемое отцу сексуальное запугивание или подавление ранней детской
сексуальной деятельности.
Ссылаясь на уже проведенные исследования детской душевной жизни, мы
смеем также надеяться, что подобным же образом будет найдено объяснение
происхождения другой части запретных желаний сновидений, чрезмерных
сексуальных чувств. Таким образом, у нас возникает стремление изучать
развитие детской сексуальной жизни, и мы узнаем при этом из многочисленных
источников следующее: недопустимой ошибкой является, прежде всего, отрицание
у ребенка сексуальной жизни и предположение, что сексуальность начинается
только ко времени полового созревания вместе с созреванием гениталий.
Напротив, у ребенка с самого начала имеется богатая сексуальная жизнь,
которая во многом отличается от той, которую позднее принято считать
нормальной. То, что в жизни взрослых мы называем "извращением", отличается
от нормы следующими свойствами: во-первых, выходом за пределы вида (пропасть
между животным и человеком), во-вторых, выходом за границы отвращения,
в-третьих, выходом за пределы инцеста (запрет сексуального удовлетворения с
близкими по крови родственниками), в-четвертых, гомосексуальными отношениями
и, в-пятых, перенесением функций гениталий на другие органы и участки тела.
Все эти ограничения не существуют с самого начала, а создаются лишь
постепенно в ходе развития и воспитания. Маленький ребенок свободен от них.
Он еще не знает страшной пропасти между человеком и животным; высокомерие,
отличающее человека от животного, возникает у него лишь позднее. Сначала у
него нет отвращения к экскрементам, он узнает о нем постепенно под давлением
воспитания; он не придает особого значения различию полов, скорее,
предполагает у обоих одинаковую форму гениталий; он направляет свои первые
сексуальные влечения и свое любопытство на самых близких и по разным
причинам самых любимых лиц -- родителей, братьев и сестер, ухаживающих за
ним людей и, наконец, у него обнаруживается то, что вновь прорывается позже
при наибольшей силе любовного отношения, а именно то, что он получает
удовольствие не только от половых органов, но что многие другие участки тела
обладают той же чувствительностью, доставляют аналогичные ощущения
наслаждения и могут, таким образом, играть роль гениталий. Таким образом,
ребенок может быть назван "полиморфно извращенным", и если у него
проявляются лишь следы всех этих чувств, то это происходит, с одной стороны,
из-за незначительной их интенсивности по сравнению с более поздними годами
жизни, с
другой стороны, из-за того, что воспитание сразу же энергично подавляет
все сексуальные проявления ребенка. Это подавление переходит, так сказать, в
теорию, когда взрослые стараются не замечать какую-то часть детских
|