сексуальных проявлений и лишить сексуальной природы путем перетолкования
другую ее часть, пока они затем не начинают отрицать все. Часто это те же
люди, которые только в детской негодуют из-за всех сексуальных дурных
привычек детей, а затем за письменным столом защищают сексуальную чистоту
тех же детей. Там, где дети предоставлены самим себе или были соблазнены,
они часто обнаруживают довольно значительные извращения. Разумеется,
взрослые правы, относясь к этому несерьезно, как к "ребячеству" и "забавам",
потому что ребенка нельзя судить ни судом нравственности, ни по закону, но
ведь эти вещи существуют, они имеют значение как признаки врожденной
конституции, а также как благоприятствующие причины дальнейшего развития,
они многое нам открывают в детской сексуальной жизни, а вместе с тем и в
сексуальной жизни человека вообще. Итак, когда за своими искаженными
сновидениями мы опять находим все эти извращенные желания, то это только
означает, что сновидение и в этой области сделало шаг назад к инфантильному
состоянию.
Среди этих запретных желаний особого упоминания заслуживают еще
инцестуозные, т. е. направленные на половой акт с родителями, братьями и
сестрами. Вы знаете, какое отвращение чувствует или, по крайней мере,
проявляет человеческое общество против половых отношений такого рода и какое
внимание обращается на запреты, направленные против этого. Прилагались самые
невероятные усилия, чтобы объяснить этот страх перед инцестом. Одни
предполагали, что это соображения улучшения вида в природе, психически
представленные в этом запрете, потому что инцест ухудшил бы характерные
признаки рас, другие утверждали, что благодаря совместной жизни с раннего
детства сексуальное вожделение к указанным лицам ослабевает. В обоих
случаях, впрочем, избегание инцеста было бы обеспечено автоматически, и
непонятно, зачем нужны строгие запреты, которые свидетельствуют скорее о
наличии сильного вожделения. Психоаналитические исследования недвусмысленно
показали, что инцестуозный выбор объекта любви является, напротив, первым и
обычным, и только впоследствии против него возникает сопротивление,
происхождение которого из индивидуальной психологии следует, видимо,
отрицать.
Сопоставим теперь, что же нам дало углубление в изучение детской
психологии для понимания сновидения. Мы обнаружили не только то, что для
сновидения доступен материал забытых детских переживаний, но увидели также,
что душевная жизнь детей со всеми своими особенностями, эгоизмом,
инцестуозным выбором объекта любви и т. д. еще продолжает существовать для
сновидения, т. е. в бессознательном, и что сновидение каждую ночь возвращает
нас на эту инфантильную ступень. Таким образом, подтверждается, что
бессознательное душевной жизни есть инфантильное. Странно неприятное
впечатление, что в человеке так много злого, начинает ослабевать. Это
страшно злое -- просто первоначальное, примитивное инфантильное в душевной
жизни, открытое проявление которого мы можем найти у ребенка, но чего мы
отчасти не замечаем из-за его незначительности, потому что не требуем от
ребенка этического совершенства. Сновидение, спустившись на эту ступень,
создает впечатление, будто оно раскрывает в нас это злое. Но это всего лишь
заблуждение, которое нас так пугало. Мы не так уж злы, как можно было
предположить после толкования сновидений.
Если эти злые проявления в сновидениях всего лишь инфантилизмы,
возвращающие нас к истокам нашего этического развития, делающие нас во сне
опять просто детьми по мыслям и чувствам, то благоразумно было бы не
стыдиться этих злых сновидений. Но благоразумие является только частью
душевной жизни, кроме того, в душе происходит еще много такого, что
неразумно, и поэтому случается так, что мы неблагоразумно стыдимся таких
сновидений. Мы подвергаем их цензуре, стыдимся и сердимся, если в
исключительных случаях одному из этих желаний удается проникнуть в сознание
в настолько неискаженной форме, что нам приходится его узнать; правда,
искаженных сновидений мы точно так же стыдимся, как будто мы их понимаем.
Вспомните хотя бы негодование той славной старой дамы по поводу ее
неистолкованного сновидения о "любовных услугах". Так что проблема еще не
решена, и возможно, что при дальнейшем изучении злого в сновидении мы придем
к другому суждению и к другой оценке человеческой природы.
В результате исследования мы приходим к двум положениям, которые,
однако, ведут за собой лишь новые загадки, новые сомнения. Во-первых,
|