не меняется. Мы сравнивали сновидение с ночным сторожем, охраняющим наш сон,
чтобы ему не помешали. И ночной сторож попадает в такое положение, когда он
будит спящих, а именно тогда, когда чувствует себя слишком слабым, чтобы
устранить помеху или опасность. И все-таки нам иногда удается продолжать
спать, даже если сновидение становится тревожным и начинает зарождаться
страх. Мы говорим себе во сне: ведь это только сон -- и продолжаем спать.
Когда же случается так, что желание сновидения оказывается в состоянии
преодолеть цензуру? Условие для этого может возникнуть как со стороны
желания сновидения, так и со стороны цензуры. По непонятным причинам желание
может стать иной раз чересчур сильным: но у нас складывается впечатление,
что чаще вина за это смещение соотношения действующих сил лежит на цензуре
сновидения. Мы уже знаем, что цензура работает в каждом отдельном случае с
разной интенсивностью, к каждому элементу относится с разной степенью
строгости; здесь нам хотелось бы высказать еще одно предположение, что она
вообще весьма вариабельна и не всегда одинаково строга к одному и тому же
неприличному элементу. Если случится так, что она на какой-то момент
почувствует себя бессильной перед каким-либо желанием сновидения, угрожающим
захватить ее врасплох, то вместо искажения она прибегает к последнему
оставшемуся ей средству -- отказаться от состояния сна под влиянием
нарастающего страха.
При этом нам бросается в глаза, что мы ведь вообще не знаем, почему эти
скверные, отвергнутые желания дают о себе знать именно в ночное время, чтобы
нарушить наш сон. Ответ может дать только предположение, учитывающее
природу состояния сна. Днем на эти желания тяжело давит цензура, не дающая
им, как правило, возможности проявиться в каком-то действии. В ночное время
эта цензура, вероятно, как все другие интересы душевной жизни, сводится к
единственному желанию спать или же, по крайней мере, сильно ослабляется.
Этому ослаблению цензуры в ночное время запретные желания и обязаны тем, что
могут снова оживать. Есть нервные больные, страдающие бессонницей, которые
признавались нам, что сначала они сами хотели своей бессонницы. Они не
решались уснуть, потому что боялись своих сновидений, т. е. последствий
этого ослабления цензуры. Вы, правда, легко заметите, что эту приостановку
деятельности цензуры все же не следует оценивать как большую неосторожность.
Состояние сна лишает нас способности двигаться; наши дурные намерения, если
они и начинают шевелиться, не могут привести ни к чему иному, как к
практически безвредному сновидению, и на это успокоительное состояние
указывает в высшей степени благоразумное замечание спящего, относящееся,
правда, к ночи, но не к жизни во сне: ведь это только сон, поэтому
предоставим ему свободу действия и будем продолжать спать.
Если, в-третьих, вы вспомните о том, что мы представили видевшего сон
борющимся со своими желаниями, состоящим из двух отдельных, но каким-то
образом очень тесно связанных лиц, то признаете и другую возможность: как
благодаря исполнению желания может осуществиться то, что в высшей степени
неприятно, -- а именно наказание. Здесь нам опять может помочь сказка о трех
желаниях: жареные сосиски на тарелке были прямым исполнением желания первого
лица, жены; сосиски на ее носу были исполнением желания второго лица, мужа,
но одновременно и наказанием за глупое желание жены. При неврозах мы находим
затем мотивацию третьего желания, которое еще осталось в сказке. В душевной
жизни человека много таких наказуемых тенденций; они очень сильны, и их
можно считать ответственными за некоторую часть мучительных сновидений.
Теперь вы, может быть, скажете, что при этих условиях от хваленого
исполнения желания остается немногое. Но при более пристальном рассмотрении
придете к заключению, что не правы. По сравнению с более поздними указаниями
на многообразие того, чем могло бы быть сновидение, -- а по мнению многих
авторов, чем оно и является на самом деле, -- представление о сновидении как
исполнении желания -- переживании страха -- исполнении наказания --
оказывается все-таки весьма ограниченным. К этому нужно прибавить то, что
страх есть прямая противоположность желания, что противоположности в
ассоциации особенно близки друг другу, а в бессознательном, как мы узнали,
совпадают, далее то, что наказание тоже является исполнением желания, но
другого -- цензурирующего лица.
Итак, я в общем не сделал никаких уступок вашему возражению против
теории исполнения желания. Но мы обязаны доказать исполнение желания в любом
искаженном сновидении и, конечно, не собираемся отказываться от этой задачи.
|