объединяются в нозологические единицы с более или менее изученной этиологией, патогенезом,
эпидемиологией, клиникой и прогнозом. Все симптомы психопатологических расстройств имеют
психологические аналоги, в частности, многие элементы конструкции расстройств сознания сходны со
сновидениями.
6.1. Расстройства сознания
Определения
В психиатрии сознание определяется как способность к концентрации внимания и ориентировка
в себе, времени и собственной личности (Я). Выделяют количественные и качественные расстройства
сознания. Количественные расстройства: оглушение, сопор и кома. Качественные расстройства:
делирий, онейроид, аменция, сумеречные расстройства сознания, амбулаторный автоматизм, фуга и
транс, двойная ориентировка. Особые состояния сознания включают психосенсорные расстройства на
фоне сужения сознания. Исключительные состояния сознания: патологическое опьянение,
патологический аффект, особые этнические изменения сознания (амок, лоу, коро и т. д.). Выделяют
также множественное сознание при многоличностном расстройстве.
История вопроса, норма и эволюция
Сознание в XIX веке определялось как совокупность знаний и опыта (сознание совокупное
знание). Однако Гераклит утверждал, что сознание следует ассоциировать с бурной рекой, по которой
плывет человек, при этом, когда он всплывает, то может зафиксировать то, что творится на берегу, но
через некоторое время он вновь опускается под воду, и тогда берег для него не существует. С.С.
Корсаков считал, что сознание содержит активную сторону отношение Я к внешнему миру. В
настоящее время существует до 200 определений сознания, и поэтому можно говорить лишь о его
моделях.
Психологи считают, что сознание это картина Мира, которая являет себя в наших
переживаниях. Модели сознания в различных культурах и в разное время отличаются. Поэтому сознание
прошлого можно реконструировать через все символы культуры. Основоположник экспериментальной
психологии W. James указывает, что с педагогической точки зрения сознание строится из ассоциации,
интеграции и смещения, но он размышляет о сознании в стиле Гераклита.
Первичным конкретным фактом, принадлежащим внутреннему опыту, служит убеждение, что в
этом опыте происходят сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно за другим.
Подобно тому, как мы выражаем безлично: «светает», «смеркается», мы можем и этот факт
охарактеризовать всего лучше безличным глаголом «думается».
Сознание, по мнению W. James имеет 4 свойства:
1. Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания.
2. В границах личного сознания его состояния изменчивы.
3. Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений.
4. «Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и, вообще, все время делает между
ними выбор».
К. Marx считал, что сознание есть «мое отношение к моей деятельности», подчеркивая, что всякое
сознание производно от деятельности. Такова же была точка зрения большинства советских психологов
деятельности. В этом определении важно существование Я отношения и действия, следовательно
«недействующий» никак не обнаруживает своего сознания. Л.С. Выготский писал, что все психические
функции опосредуются через инструменты и знаки, его взгляд на проблему сознания, с точки зрения
А.Н. Леонтьева, заключался в оценке этой функции как системной и смысловой, к тому же, как функции,
развивающейся в истории культуры.
Развитие сознания происходит в онтогенезе и истории культуры, а изучить сознание можно по
опосредованным данным предметной культуры и знакам, как психологическим орудиям.
В «Общей психопатологии» K. Jaspers утверждал, что «сознание есть сцена, через которую
проходят отдельные психические явления, то сильнее, то слабее освещаемые прожектором внимания».
Отсюда понятно, что сознание существует благодаря концентрации внимания, и понятно, что
|