Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 351 
Next page End  

если прожектор при той же силе света концентрируется на одном объекте (суженное сознание), во тьме
оказываются все граничные психические явления, если он широк — множество психических явлений
заметны, но они находятся в зоне рассеянного внимания. У K. Jaspers сознание, во-первых —
действительный опыт психической жизни, во-вторых — дихотомия субъекта и объекта, в третьих —
знание собственного сознательного Я.
Модель сознания по K. Jaspers 
В 30—40-х годах XX века психиатры считают, что сознание существует в интегрированной
форме, которая обеспечивается синтезом переживаний и в состоянии дезинтеграции, примером которой
является сон, гипноз, медитация (альтернирующее сознание). Пробуждение есть реинтеграция, а
патология — патологическая интеграция, это вторжение сна в действительность. Возможно, раньше
такое «вторжение» было нормативным, так как у многих народов есть представление об
исключительной ценности информации сна и уверенность в том, что именно сон и есть настоящая
жизнь, а реальность на самом деле несущественна, таковы, в частности, представления австралийских
аборигенов.
С.С. Корсаков считал, что изменяющиеся внутренние психические процессы имеют
субъективный и некий «хотя бы и в минимальной степени признак сознательности». K. Conrad пишет о
сознании как «изменчивом поле переживаний», но объективный оттенок в сознании он отрицает. В.А.
Гиляровский уверен в том, что сознание содержит субъективную и объективную стороны. Субъективная
сторона — «внутренняя озаренность душевных переживаний, самопроникнутость, так сказать
внутренняя прозрачность», объективно — это такие свойства, которые проявляются в схеме
психического как ряд «заторможенных рефлексов». Для E. Kretschmer сознание — явление «сферического
порядка», включающее почти все сферы психики.
S. Freud, подходя ко всем психическим явлениям с позиции топографии, динамики и экономики,
так же относился и к сознанию, которое соответственно понимал структурно состоящим из Я,
Оно и
Сверх-Я. Я и Сверх-Я возникают в онтогенезе из Оно.
C.G. Jung считает, что индивидуальное сознание есть часть коллективного бессознательного,
которое архетипично, то есть существуют универсальные конструкции сознания, единые для
представителей разных народов. Таких конструкций, воплощенных в мифах (мифологем), согласно C.G.
Jung, существует 16. Они объединены более общими мифологемами, такими как Самость, Тень, Анима,
Анимус.
E. Erikson полагает, что сознание содержит все пережитые уровни кризисов идентичности, и
поэтому личность может находиться в каждый данный момент в структурно разном сознании, в
зависимости от пройденного ею пути идентичности.
K. Popper говорит о мире объективного содержания мыслей, который существует, хотя является
результатом активности мышления. Продукты этого мира (книги, теории) могут быть изучены в отрыве
от представлений о способах их создания. Согласно ему Мир III — мир субъективных идей, сознание и
поведение — Мир II , физический мир — Мир I. Существует некое соответствие между мирами, и
эволюция в Мире III в чем-то аналогична таковой в Мире II и I, например, во всех Мирах существует
естественный отбор (объектов, идей, поведения). L. Wittgenstein (1922) считает, что сознанием следует
Hosted by uCoz