если прожектор при той же силе света концентрируется на одном объекте (суженное сознание), во тьме
оказываются все граничные психические явления, если он широк множество психических явлений
заметны, но они находятся в зоне рассеянного внимания. У K. Jaspers сознание, во-первых
действительный опыт психической жизни, во-вторых дихотомия субъекта и объекта, в третьих
знание собственного сознательного Я.
Модель сознания по K. Jaspers
В 3040-х годах XX века психиатры считают, что сознание существует в интегрированной
форме, которая обеспечивается синтезом переживаний и в состоянии дезинтеграции, примером которой
является сон, гипноз, медитация (альтернирующее сознание). Пробуждение есть реинтеграция, а
патология патологическая интеграция, это вторжение сна в действительность. Возможно, раньше
такое «вторжение» было нормативным, так как у многих народов есть представление об
исключительной ценности информации сна и уверенность в том, что именно сон и есть настоящая
жизнь, а реальность на самом деле несущественна, таковы, в частности, представления австралийских
аборигенов.
С.С. Корсаков считал, что изменяющиеся внутренние психические процессы имеют
субъективный и некий «хотя бы и в минимальной степени признак сознательности». K. Conrad пишет о
сознании как «изменчивом поле переживаний», но объективный оттенок в сознании он отрицает. В.А.
Гиляровский уверен в том, что сознание содержит субъективную и объективную стороны. Субъективная
сторона «внутренняя озаренность душевных переживаний, самопроникнутость, так сказать
внутренняя прозрачность», объективно это такие свойства, которые проявляются в схеме
психического как ряд «заторможенных рефлексов». Для E. Kretschmer сознание явление «сферического
порядка», включающее почти все сферы психики.
S. Freud, подходя ко всем психическим явлениям с позиции топографии, динамики и экономики,
так же относился и к сознанию, которое соответственно понимал структурно состоящим из Я,
Оно и
Сверх-Я. Я и Сверх-Я возникают в онтогенезе из Оно.
C.G. Jung считает, что индивидуальное сознание есть часть коллективного бессознательного,
которое архетипично, то есть существуют универсальные конструкции сознания, единые для
представителей разных народов. Таких конструкций, воплощенных в мифах (мифологем), согласно C.G.
Jung, существует 16. Они объединены более общими мифологемами, такими как Самость, Тень, Анима,
Анимус.
E. Erikson полагает, что сознание содержит все пережитые уровни кризисов идентичности, и
поэтому личность может находиться в каждый данный момент в структурно разном сознании, в
зависимости от пройденного ею пути идентичности.
K. Popper говорит о мире объективного содержания мыслей, который существует, хотя является
результатом активности мышления. Продукты этого мира (книги, теории) могут быть изучены в отрыве
от представлений о способах их создания. Согласно ему Мир III мир субъективных идей, сознание и
поведение Мир II , физический мир Мир I. Существует некое соответствие между мирами, и
эволюция в Мире III в чем-то аналогична таковой в Мире II и I, например, во всех Мирах существует
естественный отбор (объектов, идей, поведения). L. Wittgenstein (1922) считает, что сознанием следует
|