В повести "Ася" есть основные признаки "печального" текста:
герой стар, он вспоминает молодость, он сожалеет о сделанной ошибке. Такого рода
мироощущение (возведенное в данном случае в ранг основной идеи художественного текста)
вполне соотносится со следующим описанием видения мира: "Все окружающее воспринимается
в мрачном свете. Прошлое рассматривается как цепь ошибок. Настоящее и будущее видятся
мрачными и безысходными" (Справочник 1985, 56). Такая характеристика дается в
психиатрической литературе депрессивной личности. К "красивым" структурам относится
описание заграницы (Германии), и в целом вся линия Аси с фреймом 'тайна родства' в центре.
Хорошо известна трактовка этой повести как "неудавшегося свидания" (Левидов 1977,
33), и даже как примера "вырождения дворянского общества в заурядных либералов"
(Н.Г.Чернышевский). При этом Чернышевский говорит даже больше он считает, что герой
"дряннее отъявленного негодяя" (см. там же). Скорее всего такого рода социологический
(точнее, педагогический) вердикт имеет под собой основания в мировоззрении литературного
критика. Психостилистический же анализ такого типа текстов не дает оснований для такого рода
суждений.
10.8. Психолингвистическая природа бестселлера
Более трудными в плане анализа представляются случаи, когда в тексте имеется описание
нескольких (более двух) типов состояний. Это в наибольшей степени характерно для
классических произведений.
Например, "печальное" повествование о юных Ромео и Джульетте ("Нет повести
печальнее на свете..."} завершается угрозой ("Идем, рассудим обо всем, что было. Одних -
прощенье, кара ждет других"- Шекспир), характерной для "темных" текстов. При этом монологи
Ромео могут быть названы "красивыми" (так, Леонгард отмечал в них наличие экзальтации,
истеричности -Леонгард 1981, 339-340) В принципе наличие среди текстов Шекспира и
"веселых" текстов ("Двенадцатая ночь"), и "печальных" ("Ромео и Джульетта" со смер тью
героев, "Король Лир" с обнищанием главного героя), и "жесто ких" ("Кориолан" - см. Леонгард
1981, 311-313: "Отелло" - там же. 339-340), и "усталых" текстов ("Гамлет") свидетельствует о
том, что в творчестве этого автора представлены описания разных, если не большинства
возможных состояний психики человека. (Естествен
но, что многие поступки героев имеют указания на социальные причины, их породившие,
и все содержание облачено в высокохудожественную форму).
Следует отметить, что тексты, разнохарактерные в психологическом плане, можно найти
не только среди классических произведений (Храпченко 1981, 109-110). Аналогичные
наблюдения были сделаны автором настоящей работы и при анализе некоторых современных
произведений, пользующихся особой популярностью.
Так, например, ставший бестселлером роман С.Кинга "Мертвая зона" по сути дела
состоит из ряда рассказов, каждый из которых отражает определенный тип сознания.
Парапсихологическая тематика сама по себе указывает на "сложность" текста, описание
политической борьбы сближает его с "активным". В романе имеется вставная новелла о
полицейском-садисте, разрывавшем маленьких детей (типичная тема темных текстов, точнее, их
разновидности, "жестоких"). Завершается роман замогильным дыханием, присущим
"печальным" текстам. Характерно, что в самом произведении границы между этими
фрагментами-состояниями можно выделить довольно легко. По-видимому, тот факт, что в
романе "Мертвая зона" имеется описание нескольких состояний, является одной из главных
причин его широкой популярности.
Аналогичным образом, проведя исследование других популярных произведений разных
видов искусства ("Челюсти" П.Бенчли, тексты песен "Битлз" и песен А.Пугачевой) и сопроводив
его опросом экспертов-искусствоведов, убеждаемся: чем больше типов сознания отражено в
тексте, тем большее воздействие он оказывает на тех, кто его воспринимает. Тем самым он
|