Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 151 
Next page End  

имеет больше шансов на популярность среди современников и на то, чтобы оставить след в
художественном сознании сегодняшней аудитории.
Завершая эту главу, отметим следующее одно обстоятельство. В бесконечном множестве
текстов, отражающем бесконечное множество смыслов, имеется специфическая зона
художественных текстов и художественных смыслов. Возникая на основе личностных смыслов,
эти последние "переправляют" в себе и возможности языковой системы, и возможные способы
видения объектов и отношений, существующих в окружающей действительности.
Основанием предлагаемой типологии является лишь один аспект художественных
текстов - эмоциональное отношение писателя к изображаемым событиям, явлениям, объектам.
Оценка языковой образности и особенно степени "эстетической художественности" текста (в ее
литературоведческой трактовке) оставались в данном случае как бы за скобками исследования.
В таком "голом" виде взятый текст, естественно, теряет многое из того, что делает его
художественным, но он сохраняет главное для нас - личностное отношение автора к
описываемому. Очевидно, это и есть именно та основа, на которой возникают и образность, и
художественность текста, и его эстетическая и культурологическая значимость.
Воспринимая произведение, читатель "впитывает" и его художественную форму, и
развернутость художественных образов, и многое другое, что в совокупности составляет
художественный текст. Вместе с тем, восприятие и понимание текста органически сочетаются с
его семантической компрессией и выделением смысловых опорных пунктов (Брудный 1975).
При этом, поскольку выделяемые смысловые "вехи" художественного текста являются
коннотативно отмеченными, они получают определенную оценку со стороны читателя. Даже
если такая оценка и не осознается читателем, процесс чтения художественного текста все равно
представляет собой процесс пересечения смысловых полей (в том числе и эмотивных) текста и
смысловых полей (прежде всего эмоциональных) читателя.
Краткому рассмотрению процесса восприятия художественного текста именно с этих
позиций посвящена следующая глава.
Глава одиннадцатая Рецептивный аспект художественного текста 11.1. Психолингвистика
о восприятии текста
Проблема восприятия речи - одна из ключевых для современной психолингвистики.
Находясь на стыке психологии и лингвистики, с одной стороны, психолингвистика
основывается на данных психологии речи, с другой стороны, - на результатах, полученных в
рамках общего языкознания и лингвистики текста. Соответственно исследования развиваются
по двум направлениям: во-первых, описывается психологическая модель восприятия, уровневый
характер этого процесса; во-вторых, описывается обусловленность характера и результата
восприятия внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами.
Недостаточным для понимания текста является представление о составляющих его
предложениях как минимальных единицах речи. Будучи интегральным единством предложений
и сверхфразовых единств, текст обладает множеством значений как собственно текстовых, так
подтекстовых и затекстовых. Тем самым, являясь процессом посинтагменного второсигнального
отражения действительности, в психологическом плане восприятие текста представляет собой
процесс раскрытия опосредованных словами связей и отношений, которое результируется в их
осмыслении (Зимняя 1976, 5) и приводит к пониманию всего текста.
Художественный текст обладает рядом особенностей, требующих умения
ориентироваться в его композиции (как авторской организации последовательности
описываемых событий), авторских отступлений, вторых планов, аллюзий, прецедентности и т.п.
В комплексе это составляет текстовую компетенцию как умение ориентироваться в текстовом
пространстве. (В отношении простых текстовых структур она формируется у ребенка уже к трем
1Ч>дам-&еш,А1Ъго1996,83).
Существенна   для   читателя   художественного   текста   и   способность   к   эмпатии   -
Hosted by uCoz