Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 151 
Next page End  

характеристиками.
В качестве иллюстрации можно привести следующее наблюдение психолога над
художественной литературой: "В произведениях, созданных авторами-мужчинами, персонажи-
мужчины в два раза чаще, чем персонажи-женщины, выступают главными героями". Кроме
того, "авторы-женщины значительно чаще наделяют персонажей-мужчин отрицательными
личностными качествами и поведением, чем персонажей-женщин" (Семенов 1985, 144).
Соответствующие различия имеются и в восприятии литературы мужчинами, мотивом
обращения к чтению которой чаще является деловой интерес, и женщинами, которые обычно
читают для удовольствия (Бутенко 1997, 82).
Таким образом, персонажи художественного текста представляют собой определенных
лиц, значимых в том или ином отношении для "жизненного пространства" автора (Rapoport et al.
1946). В своем творчестве писатель не может не опираться на собственные переживания (Bine
1895) и сознательно или бессознательно изображает собственные потребности и чувства в
описаниях личности и характеров выдуманных героев (Murray 1938). Иными словами, писатель
наделяет действующих в его тексте положительных персонажей теми качествами, содержание
которых ему близко и понятно, а направленность деятельности которых соответствует его
представлениям о правильном (норме) и должном (идеале).
Особую роль в создании художественного текста играет авторский стиль как устойчивая
общность образной системы и средств выразительности, характеризующая своеобразие
творчества писателя Совершенно очевидно, что творческий стиль писателя также является
проявлением психологических (когнитивных и эмоциональных) предпочтений писателя как
личности и, в конечном итоге, - проявлением доминанты автора "Общий колорит, под которым
рисуется нам мир и люди, в чрезвычайной степени определяются тем, каковы наши доминанты и
каковы мы сами" (Ухтомский 1966, 90).
Если бы мы стали описывать те работы по эстетике и литературоведению, где
упоминается понятие доминанта , то нам пришлось бы, начав с Б Лристиансена, который, по
словам Л С Выготского (Выготский 1987, 152), ввел этот термин в литературоведение, не
оставить в стороне трудов В.В.Виноградова, Р Якобсона (Якобсон 1976), Г Г Шпета,
В.Соловьева, Б Эйхенбаума, Ю Н.Тынянова, Г А Гуковского, М М Бахтина, П П Потебни, Я
Мукаржовского, Андрея Белого, М.Риффатера (Хованская 1988, 154) и многих других.
Мы отдаем себе отчет, что используемые нами термины "эмоционально-смысловая
доминанта" и "модель мира" имеют в научной литературе немало синонимов и близких понятий
авторская картина мира, авторское видение мира, своеобразие художественного видения мира,
система ценностей писателя, творческий стиль писателя (Б А Ларин), эмоциональный тон
повествования (Поцепня 1997), эмоциональное содержание (Л.В.Щерба), художественная
идеология (И.Анненский) и мн др. Поэтому мы ограничимся упоминанием о том, что доминанта
может быть выделена по нескольким основаниям, в том числе — по идеологическому, образно-
композиционному, жанровому, языковому (Владимирекая 1995).
Из этих же соображений мы оставляем в стороне и проблему "образа автора", отсыпая
читателя к трудам В.В Виноградова и к работам, носящим обзорный характер (Рымаль,
Скобелев 1994) Мы также не будем обсуждать проблему соотношения доминанты и
детерминанты (Л А Новиков) В нашем исследовании основное внимание будет уделено той
доминанте, которая обусловлена структурой личности автора и является, по нашему убеждению,
первоосновой литературного текста.
При этом мы полагаем, что и сюжетное, и образное, и вербальное развертывание замысла
осуществляется в соответствии с этой психологической доминантой, реализующейся в
эмоционально смысловой доминанте текста. Под эмоционально-смысловой доминантой нами
понимается система когнитивных и эмотивных эталонов характерных для определенного типа
личности и служащих психической основой метафоризации и вербализации картины мира и
тексте. Указанное понятие - эмоционально смысловая доминанта - связано с рядом других
Hosted by uCoz