Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 140 
Next page End  

В этой связи следует помнить о том, что сам объект исследования не отдает себе отчета в
проявлениях своего поведения и не может, таким образом, скрыть свое истинное лицо. Личность
раскрывается в действии. И суть ее обнажается не в том, что индивид говорит или думает о себе, а
в контексте его действий и поступков. Это не означает, что пациент намеренно хочет обмануть
нас, просто мы научились видеть огромную пропасть между его осознанными и неосознанными
мотивами. Перекинуть мост через эту пропасть лучше всего сможет человек незаинтересованный
и относящийся к нему с симпатией. Этот наблюдатель, будь то психолог, родитель или учитель,
должен научиться объяснять личность на основе объективных фактов, рассматриваемых им как
выражение ее намеренных и в то же время неосознанных стремлений.
Таким образом, отношение индивида к трем основным вопросам индивидуальной и
социальной жизни раскрывает его личность, как ничто другое. К первой из этих проблем
относятся социальные отношения; ее мы уже рассмотрели в контексте противопоставления
субъективного и объективного взгляда на реальность. Но социальные отношения представляют
собой также и специфическую проблему — проблему знакомства, дружбы и общения с другими
людьми. Как индивид относится к подобной задаче? Каков его ответ? Когда человек полагает, что
данный вопрос его не касается, утверждая, что проблема друзей и общественных отношений ему
полностью безразлична, то равнодушие и есть его ответ. На его основе мы и можем сделать вывод
относительно направленности формирования его личности. Более того, надо отметить, что
общественные отношения не сводятся только к механизму заключения дружбы и знакомства. Все
абстрактные категории, такие, как дружба, товарищество, честность и верность, замыкаются на
этих отношениях, и ответ индивида по поводу общественных отношений раскрывает его взгляд и
на эти аспекты.
Вторая проблема связана с тем, как индивид хочет распорядиться своей жизнью, какое
участие он собирается принять в общем разделении труда. Если можно утверждать, что вопрос
социальности определяется наличием не только одного «я», а взаимосвязи «я — ты», тогда можно
сказать, что этот вопрос также базируется на коренной связи «человек — планета». Если бы все
человечество могло вместиться в одного человека, он имел бы общность со всей планетой. Что же
он потребует от нее? Так же, как в случае с первой проблемой, вопрос разрешения школьных
неурядиц не носит одностороннего или частного характера, а касается взаимоотношений человека
и мира. Взаимоотношения эти двусторонни: человек не может в них поступать по своему
собственному усмотрению. Успехи определяются не нашей личной волей, а находятся в
зависимости от объективной реальности. По этой причине как ответ индивида на вопрос о роде
занятий, так и манера его преподнесения очень хорошо раскрывают его личность и отношение к
жизни.
Третья проблема касается деления человечества на два пола. Решение ее опять-таки не
является частным, субъективным делом, связано с естественной объективной логикой
человеческих взаимоотношений. Как я отношусь к противоположному полу? Обычное понимание
этого вопроса вновь представляет собой заблуждение. Правильное решение возможно только в
случае всеобъемлющего рассмотрения аспектов, касающихся взаимоотношения полов. Очевидно,
что любое отступление от правильного подхода к проблеме любви и брака указывает на
заблуждения, на отклонения в самой личности. И многие пагубные последствия, сопутствующие
неверному разрешению этой проблемы, следует рассматривать только принимая во внимание это
самое отклонение.
Таким образом, мы можем определить генеральную линию жизни и конкретную цель
индивида, исходя из того, как он ответит на вышеназванные вопросы-проблемы. Эта цель
чрезвычайно важна. Она определяет образ жизни человека и будет отражаться во всех его
поступках. Следовательно, если целью является стремление стать нужным, близким кому-то
человеком, то проявление этой цели, тяготеющей к полезной стороне жизни, явно проявится в
разрешении индивидом всех своих проблем. Его решения будут носить конструктивный характер
и человек почувствует счастье и ощущение своей необходимости и силы, которые сопровождают
созидательную и полезную деятельность. Если же цель направлена в иное русло, если она
посвящена только личной и бесполезной стороне жизни, индивид окажется неспособным решать
глобальные вопросы и он не почувствует радости от достойного решения этих проблем.
Между этими тремя фундаментальными вопросами существует устойчивая внутренняя
связь, и она становится все прочнее в силу того, что в социальной жизни различные
специфические задачи возникают именно из данных глобальных проблем, которые могут
правильно разрешаться только в условиях общественной личностной установки, иными словами,
лишь на основе развитого социального чувства. С этими задачами человек встречается уже в
раннем детстве, когда жизнь в обществе содействует развитию его органов чувств в то время,
когда он говорит, смотрит, слышит, в процессе его взаимоотношений с братьями, сестрами,
родителями, родственниками, знакомыми, товарищами, друзьями и учителями. Эти стимулы
развития вечны. Поэтому тот, кто отказывается от общественных контактов с собратьями, теряет
себя.
Hosted by uCoz