окружал мальчика, были просто рады исполнять его желания. Мать, без сомнения, баловала его.
Отец был человеком спокойным и добродушным, и ему нравилось то, что сын от него зависит.
Сын, естественно, был ближе к матери, так как, будучи армейским офицером, отец часто
отсутствовал. А мать, умная и благоразумная женщина, стремилась удовлетворить каждую
прихоть своего зависимого, но настойчивого сына. Тем не менее, ее часто раздражали его дурные
манеры и угрожающие жесты. Создалась напряженная атмосфера, которая проявлялась главным
образом в том, что мальчик постоянно терроризировал свою мать, командуя ею, дразня ее, короче
говоря, выставляя себя в неблагоприятном свете при каждом удобном случае.
Поведение мальчика беспокоило мать, но так как других отклонений за ним не
наблюдалось, она сдалась, сведя свою опеку к ухаживанию за чистотой его одежды и помощью по
выполнению домашних заданий. Мальчик всегда был уверен, что мать поможет ему выйти из
любого трудного положения. Несомненно, он был умным ребенком, таким же развитым, как и все
другие дети, и успешно учился в начальной школе, пока ему не исполнилось восемь лет. К этому
времени во взаимоотношениях мальчика со своими родителями произошли большие изменения:
его отношение к ним стало просто невыносимым. Он не только сводил мать с ума полным
пренебрежением к внешнему виду и личной гигиене, но постоянно дергал ее за волосы, если она
не удовлетворяла его желания; он никогда не оставлял ее в покое, щипал за уши или тянул за руку.
Он не только не хотел менять свою тактику, но, пока росла его младшая сестра, все больше
придерживался того способа поведения, который выработал. Сестренка скоро стала объектом его
выходок. Он не заходил настолько далеко, чтобы причинять ей физический вред. Но его ревность
по отношению к ней была очевидна. Его поведение испортилось после рождения сестры, которая
стала играть свою роль в семейном созвездии.
Следует особо подчеркнуть, что в подобной ситуации, когда поведение ребенка ухудшается
или появляются какие-либо неприятные симптомы, нам следует принять во внимание не только то
время, когда появилось это состояние, но и причину его возникновения. Слово «причина» следует
употреблять с осторожностью, так как не ясно, почему рождение сестры должно быть причиной
того, что старший брат стал трудным ребенком. Тем не менее, это случается часто, и такие
взаимоотношения нельзя рассматривать иначе, как ошибочные, неправильные со стороны ребенка.
Это не является причиной в строгом физическом и научном смысле, так как нельзя утверждать,
что из-за рождения младшего ребенка старший должен испортиться. Можно утверждать, что
падающий на землю камень должен лететь в каком-то конкретном направлении и с определенной
скоростью. Но исследования, проводимые индивидуальной психологией, дают право говорить, что
в психическом «падении» истинная причинность не играет роли только большие или меньшие
ошибки, после того, как они свершились, влияют на последующее развитие индивида.
Не удивительно, что в развитии человеческой психики появляются ошибки и что эти
ошибки и их последствия тесно взаимосвязаны и проявляются в какой-либо неудаче или неверной
ориентации. Все это происходит благодаря целенаправленному развитию психики, а эта
целенаправленность включает в себя и возможность совершения ошибок. Такая личностная
установка или определение цели начинается в самые ранние годы. На втором-третьем году жизни
ребенок, как правило, ставит для себя цель превосходства, которая всегда будет стоять перед ним
и к достижению которой он будет стремиться своим собственным путем. Хотя постановка цели
обычно включает в себя неправильное суждение, она так или иначе обязывает ребенка. Он
конкретизирует свою цель специфическими действиями и организует всю свою жизнь таким
образом, что она становится постоянным стремлением к достижению этой цели.
Мы видим, таким образом, как важно помнить, что развитие ребенка определяется его
личностной, индивидуальной трактовкой вещей; как важно сознавать, что ребенок часто
находится в плену собственных ошибок, когда сталкивается с новой и трудной ситуацией. Мы
знаем, что глубина или характер впечатлений, которые ситуация накладывает на ребенка, не
зависят от объективных фактов или обстоятельств (например, рождения второго ребенка), а
зависят в большей степени от того, как ребенок воспринимает этот факт. Данного основания
вполне достаточно для опровержения теории причинности, а именно: неразрывная связь
существует только между объективными фактами и их истинным значением, а не между
ошибочными точками зрения на рассматриваемые факты.
Что действительно примечательно относительно нашей психической жизни, так это то, что
только наши взгляды влияют на избираемые нами направления, а не сами факты как таковые. Это
необычайно важное обстоятельство в связи с тем, что на его основе регулируется вся наша
деятельность и строится наша индивидуальность. Классическим примером такой игры
субъективных представлений в человеческих действиях является высадка Цезаря в Египте. Как
только он выпрыгнул на берег, споткнулся и упал на землю, римские солдаты сочли это за
неблагоприятное предзнаменование. Какими бы смелыми они ни были, тем не менее повернули
бы назад и вернулись, если бы Цезарь не раскинул руки и не крикнул: «Ты в моих руках,
Африка!» Мы видим здесь, насколько ничтожен причинный характер действительности и как его
влияние может быть сформировано и определено организованной и хорошо развитой личностью.
|