Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 140 
Next page End  

решений; часто он вообще не может разобраться в социальных приоритетах и часто его точка
зрения должна рассматриваться в ином смысле, чем она видится внешне. Это похоже на
политические взгляды человека. Люди редко бывают удовлетворены своей политической партией
и поэтому его можно было бы причислить к другой партии. Что надо принимать во внимание, так
это только поведение личности по отношению к обществу и к окружающим в самом широком
смысле этого слова, а не то, что он или другие думают об этом.
Профессиональная деятельность. Второй жизненной задачей является профессиональная
деятельность, то есть то, каким образом человек собирается реализовать свои возможности,
работая на благо общества. Решение этой проблемы наиболее ярко раскрывает сущность человека.
Например, когда молодой человек находит каждое занятие отвратительным для себя, мы, условно
говоря, посчитаем его неподходящим товарищем, потому что он, возможно, либо недостаточно
созрел для общественной жизни, либо он не достиг зрелости сам по себе. В значительном
большинстве случаев выбор трудовой деятельности делается неосознанно. Неосознанно потому,
что в момент этого выбора никто из нас не думает о том, что он сделал шаг на благо общества, что
он выбрал для себя нишу в общем разделении труда. Конечно, также учитывается то, что он
делает по роду своей деятельности. Можно выбрать профессию, но обнаружить при этом свою
несостоятельность; или узнать через некоторое время, что ваше призвание совершенно в другом.
Частая смена занятий приводит к выводу, что на самом деле человек предпочел бы вообще ничем
не заниматься, или, возможно, он считает себя слишком хорошим для любого рода занятий (а
практически недостаточно хорошим) и только притворяется, что оно ему подходит.
Любовь и брак. Третья жизненная задача, которую каждый человек должен для себя
решить, это проблема любви и брака, чему нам хотелось бы уделить здесь особое внимание.
Ребенок врастает в данную проблему постепенно. Все окружающие его люди связаны любовными
и брачными взаимоотношениями. Несомненно, что ребенок уже в первые годы своей жизни
пытается занять определенную позицию в этом вопросе. То, что мы слышим из их уст, не имеет
решающего значения, поскольку как только ребенок соприкасается непосредственно с
проблемами любви, им часто овладевает сильнейшая робость. Некоторые дети откровенно
заявляют, что не могут говорить на эту тему. Другие, питая нежные чувства к своим родителям,
тем не менее не способны выразить свою любовь к ним. Четырехлетний мальчик отвечал на
поцелуи пощечиной, потому что порывы нежности он воспринимал как что-то неестественное,
они казались ему пугающими, возможно, даже унизительными.
Оглядываясь назад на свою собственную жизнь, мы вспоминаем, что каждое проявление
нежности соединялось с ощущением стыда и чувством, что из-за этого можно стать слабее или
испортить свою репутацию. Это очень примечательно и требует объяснения. Поскольку наша
культура в основном ориентирована на мужской идеал, мы растем с мыслью о том, что проявление
нежности позорно. Соответственно и в школе, в литературе, в том или ином обществе дети
постоянно учатся видеть в любви что-то немужественное. Иногда они выражают это очень
прозрачно, а некоторые заходят так далеко, что можно подумать, будто они избегают подобных
эмоций.
Логика общественной жизни
Первые проявления нежности у ребенка появляются очень рано. По мере их развития
можно заметить, что все они являются проявлениями социального чувства. Оно, очевидно,
врожденное, поскольку возникает в жизни постоянно. По степени развития социального чувства
мы можем судить об отношении индивидуума к жизни.
Уже само понятие человеческого существа включает в себя наше всеобъемлющее
понимание социального чувства. Мы не можем представить себе, что человеческое существо
можно назвать человеком без наличия этого чувства. В подтверждение сказанного, посмотрим на
историю и увидим, что ни один человек не жил в изоляции. Они всегда жили в группах, пока их
насильственно не отдаляли друг от друга. Дарвин показал, что животные, находящиеся в менее
благоприятных условиях в природе, также живут в группах. Их жизнеспособность обеспечивается
формированием групп, которые неосознанно следуют инстинкту самосохранения. Те, которые
жили отдельно, а значит изначально у них отсутствовало чувство общности, погибли, став
жертвами естественного отбора. Естественный отбор также опасен и для человека, так как
физически он менее всего приспособлен к условиям природы.
Ситуация, связанная с неполноценностью и неприспособленностью человеческой расы,
заставляет человечество и отдельного индивидуума самосовершенствоваться, пока не будет
достигнуто состояние относительного покоя и не закрепится определенная форма существования.
Мы все еще на этой стадии, и сегодня самое время осознать, что современное положение
вещей является лишь очередным этапом движения вперед, является следующей ступенью
человеческого развития. Учитывая все
проблемы существующей жизни, эту фазу благополучно
пройдет лишь тот, кто поступает в соответствии с ситуацией и подчиняется логике фактов; тех же,
кто будет отвергать эту логику, ожидает ужасная судьба. В самом точном своем значении
логичность совместного проживания людей характеризует социальное чувство.
Hosted by uCoz