действительностью. Тем не менее, он становится художником только тогда, когда, создавая свои
произведения, улучшает реальный мир. Творение становится произведением искусства только
тогда, когда в нем заложены общечеловеческие ценности, что и возвращает художника назад в
реальную действительность и мир людей.
Уходя от реальной жизни, мы пытаемся познать институт любви и брака с его враждебным
и беспокойным отношением к реальности. Многие творческие личности узы любви воспринимают
буквально как цепи, оковы или
препятствия. Развивая их в своей фантазии, они склонны даже
излишне преувеличивать их. Приняв однажды их в качестве безграничного препятствия, они с
трудом уже могут их преодолеть. В сфере любовных взаимоотношений они предстают перед
неразрешимой задачей и в связи с этим демонстрируют не только черты влюбленного, но в то же
время (и в большей степени) качества человека, избегающего любви. Это выражается в их
размышлениях и творениях, которые отражают человеческие проблемы во всей их глубине и
остроте. Партнер противоположного пола кажется им довлеющим над ними и потому принимает
очертания опасности.
С этой мыслью буквально в данном контексте можно встретиться во время общения с
поэтами и писателями. Все неустойчивые личности имеют эту склонность, так как все они очень
честолюбивы и чувствительны и принимают любое ослабление их власти в качестве оскорбления
или опасности.
Искусство в наши дни по преимуществу мужское искусство. Оно содержит примат
мужского начала, говорит преимущественно о мужских проблемах и возвышает женщину до
волшебного или пугливого существа, каким и представляют ее многие мужчины. Женщины не
могут поддерживать такой мужской идеал, воспитанный веками. Сфера искусства кажется им
сложной не потому, что она им не по силам, а потому, что они не могут служить надуманному
мужскому идеалу.
Относясь к женщине как к опасности, поэт Бодлер* говорит: «Мечтая о прекрасной
женщине, я в то же время никогда не мог думать о ней без ощущения исходящей от нее
опасности».
[* Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) (18211867) французский лирический поэт.]
Человек, вступивший в эту предполагаемую «опасную зону», начнет последовательно
демонстрировать проявления защитного и предохранительного характера. Будучи молодым,
Геббель* приблизительно так описывает свои чувства в письме к другу: «Конечно, я опять живу
здесь напротив самой красивой девушки в городке, и я по уши влюблен в нее. Но я надеюсь, что
вместе с этим ядом вскоре сумею найти и противоядие... И если сегодня мне бы довелось вновь
увидеть ее возлюбленного, поднимающегося к ней через окно, я бы разлюбил ее». В начале
повествования нам вообще-то представлялся иной конец.
[* Фридрих Геббель (Friedrich Hebbel) (18131863) немецкий поэт и драматург.]
Женщина в виде опасности является животрепещущей темой в искусстве; например,
картины Ропса** изображают женщину как человека, внушающего опасность, страх или, по
крайней мере, как враждебную силу. В предисловии к «Тысяче и одной ночи» явно
обеспокоенный автор указывает на хитрость и лукавство женщины, которая благодаря
непревзойденной изобретательности спасает свою жизнь от мужчины.
[** Фелисьен Ропс (Felicien Hops) (18331898) бельгийский художник и гравер.]
Одна из древнейших форм искусства Библия, которая своим особым настроением
захватывает нас всех с детства, также пропитана постоянной мыслью о том, что от женщины
исходит опасность. Таким образом, ребенок будет расти с ощущением робости, неуверенности и
скованности по отношению к женщине. Гомеровская «Илиада» также с поразительной точностью
описывает несчастья, причиной которых является женщина. Во всех поэтических произведениях,
на всех полотнах живописи повторяется одна и та же насущная проблема: женщина это
опасность. Грильпарцер***говорит о себе: «Я спас себя от любви бегством в искусство».
[***Франц Грильпарцер (Franz Grillparzer) (17911872) австрийский драматург.]
То, как безответная любовь проявляет себя в конкретном человеке, зависит от его общего
отношения к жизни, от его жизненной позиции. Если перед лицом трудностей кто-либо теряет
мужество и прекращает свою деятельность, крах в любви для него может означать крах в жизни.
Однако это не является следствием безнадежной любви как таковой. Тот, для кого трудности
являются стимулом в деятельности, в случае с безответной любовью не потеряет присутствия духа
и достигнет значительных результатов. Мужественный человек сделает для себя иной вывод, чем
тот, кто потерпел поражение. Популярная психология часто указывает на огромные достижения,
которым способствует безответная любовь, и иногда рекомендует ее в качестве лекарства. Но мы
знаем людей, которые достигли многого и без переживаний по поводу безответной любви. Зерном
истины в этом случае является то, что люди искусства как никто одержимы и увлечены проблемой
любви.
Весьма поучительна в этом отношении жизнь Гете. Он всегда видел опасность в женщине и
при столкновении с ней и любовью спасался бегством. Движущей силой Фауста является его
|