вечный поиск разрешения проблемы любви. Через свои волнения, побуждения и устремления Гете
построил собственный мир, недовольный существующей жизнью, и таким образом просто
поставил перед нами общечеловеческие проблемы. Это заслуга его гения, что он затрагивает в нас
все фибры души, когда исторгает неизменно новую песню о сложностях противостояния полов.
Вовлекаясь в этот взаимный магнетизм, мужчины боятся, что, отдавая свое сердце женщине, они
лишатся собственной индивидуальности и возложат на себя ярмо.
В этой связи стоит упомянуть и Шлейермахера*, который в своем замечательном очерке
пытается доказать, что
любовь далеко не простое дело, и было бы глупо считать, что когда
человек вступает в зрелый возраст, он кое-что знает о любви. На самом деле каждому следует
пройти определенную подготовку, своеобразные подготовительные курсы для начинающих. Этот
истинный идеалист, которого очень почитают наиболее религиозно настроенные люди, также в
свою очередь убедился, что мужчинам и женщинам не так легко найти друг друга.
[* Фридрих Шлейермахер (Friedrich Schleiermacher) (17681834) немецкий теолог и
философ.]
ТРУДНОСТИ В ЛЮБОВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
37
Вопросы, обращенные ко мне во время лекций «Проникновение в человеческую природу»,
которые постоянно посещают около пятисот человек, в большинстве своем касаются любви. Это
знак того, что люди разбираются в этой проблеме намного меньше, чем, скажем, в вопросах
профессиональной деятельности*.
[* Адлер ссылается здесь на серию популярных лекций, которые он читал в течение нескольких
лет в Фольксхайме, наиболее важном образовательном институте для взрослых этого периода. Эти
лекции были позднее опубликованы под тем же названием и стали одной из наиболее читаемых и
переводимых книг Адлера.]
Почему так мало счастливых любовных союзов? Потому что мы еще несовершенные люди,
еще не созрели для любви по сравнению с дружбой. Мы всеми силами противостоим любви,
потому что напуганы. Подумайте, например, о неприятии совместного обучения, единственной
целью которого является то, чтобы уже в раннем возрасте мальчики и девочки смогли избавиться
от своей стыдливости и страха и имели возможность получше узнать друг друга.
Не существует универсальных правил, создающих трудности в любовных
взаимоотношениях. Особенность эротической природы конкретного человека проистекает из всей
его сущности, и это необходимо принимать во внимание в каждом отдельно взятом случае. Чтобы
изменить ложную эротическую ориентацию человека, мы должны учитывать его проявления во
всей совокупности и изменить его характер и отношения с окружающим миром. Линия поведения
человека, которая отразится также и в любви, может побудить его к поиску безнадежной любви и
настаивать на ней или позволит быстрее набраться опыта в любви и продвинуться дальше. Если
человек болезненно самолюбив и амбициозен и не может выносить отказов ни в какой форме, это
может привести к самоубийству. Это ошибка, которая может быть объяснена, исходя из контекста
всей жизни. В нашем обществе, которое требует строгой субординации, могут возникнуть
возможности для весьма трагических ситуаций, связанных с бегством от действительности,
местью обществу и отдельным людям.
Культивирование любви, облагораживание и очищение любовных связей происходят через
развитие всеохватывающего социального чувства. Любовные взаимоотношения не возникают
внезапно, а основаны на длительной подготовке. Эротическая связь всегда присутствует между
человеческими существами, но она должна соприкоснуться с определенными потребностями
личности, чтобы ощутить и увидеть ее в качестве любви.
Любовные проявления берут свое начало в тех далеких днях детства, когда они еще не
имели эротической сути и сексуального характера, дней, когда проявление социального чувства
все еще было в форме привязанности к кому-либо. Только такая естественная человеческая связь,
как между матерью и ребенком, и может мгновенно соединить людей. Продолжительная связь
между отдельными людьми, которая служит вечности и сохранению рода человеческого и
которую мы называем любовью, еще не до конца сформировалась. Это узы и увековечение в одно
и то же время. Эти взаимоотношения возможно оформить волевым решением, скорее надо дать
возможность для их развития.
Познание всех этих процессов еще не достигнуто до конца, потому что человек способен на
самообман в оценке процессов, происходящих в его собственной душе. Оба пола легко
захватываются водоворотом своеобразной политики престижа (Prestigepolitik). И тогда их
вынуждают играть роль, с которой ни один из них не может справиться и которая ведет к
расстройству безобидности и непосредственности их жизни и наполняет их предрассудками,
способными погасить любое проявление подлинной радости и счастья.
Человек, впитавший в себя эти мысли, будет просто стоять на месте со своими ошибками,
но в конце концов он осознает верный путь и сможет вместо приобретения новых ошибок
постепенно упразднить уже имеющиеся.
|