ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧИ БРАКА
38
В одном районе Германии есть старинный обычай для проверки того, готовы ли
молодожены к совместной супружеской жизни. Перед свадебным процессом невесту и жениха
приводят на опушку леса, где до этого было срублено дерево. Им дают пилу, чтобы они распилили
его. Это проверка того, как долго они захотят сотрудничать друг с другом. Эта задача
предназначена для двоих. Если они не доверяют друг другу, то каждый из них будет дергать пилу
в обратную сторону, и они не достигнут успеха. Если один из них пожелает все взять на себя, а
другой уступит ему, то задача будет выполняться в два раза дольше. Они оба должны проявить
инициативу, но эта инициатива должна быть обоюдной. Эти немецкие крестьяне
осознали, что
взаимодействие это главное необходимое условие супружества,
Взаимодействие для общего благосостояния
Если бы меня спросили, что означают любовь и брак, бы дал следующее определение,
возможно и неполное: «Любовь с ее воплощением в браке это наиболее сокровенная
привязанность к партнеру противоположного пола, которая выражается в телесном притяжении, в
товарищеских взаимоотношениях и в решении иметь детей. Можно легко доказать, что любовь и
брак это одна сторона сотрудничества не взаимодействие ради лишь благополучия двух
людей, а взаимодействие также и ради благополучия всего человечества».
Данная точка зрения, что любовь и женитьба это сотрудничество, направленное на
благосостояние всех людей, проливает свет на каждый аспект нашей проблемы. Даже физическая
привлекательность самое важное из всех человеческих устремлений, стало важнейшим
условием развития человечества. Как я уже часто объяснял, человеческий род, страдающий от
несовершенных органов, не был готов в полной мере к жизни на нашей бедной планете земле.
Главным способом сохранения человеческой жизни было размножение; отсюда наша способность
к воспроизведению потомства и постоянное стремление к физической привлекательности.
В наши дни мы встречаемся с трудностями и разногласиями, которые возникают вокруг
всех проблем любви. Женатые пары соприкасаются с этими трудностями, они волнуют родителей,
и все общество вовлечено в них. Следовательно, если мы стараемся прийти к правильному
заключению, наш подход должен быть свободен от предрассудков. Мы должны забыть, что мы
узнали раньше, и постараться исследовать, насколько это возможно,
без вмешательства других
обстоятельств с широким и свободным обсуждением.
Я не имею в виду, что мы должны рассматривать проблему любви и брака полностью в
отрыве от других проблем. Человек никогда не может быть абсолютно свободным в этом
отношении: он никогда не сможет решить свои проблемы, опираясь исключительно только на
свои взгляды. Каждый человек связан определенными узами, его развитие происходит в
определенном окружении, и он должен согласовывать свои решения с этими условиями. Эти
основные узы обусловлены фактом того, что мы живем в одном конкретном месте нашего
необъятного мира и должны развиваться в тех рамках и в соответствии с теми возможностями,
которые предоставляют нам жизненные обстоятельства; что мы живем среди себе подобных и
должны научиться приспосабливаться к окружающим; что мы живем в виде двух
противоположных полов, и будущее человеческого рода зависит от их взаимоотношений.
Если индивид заинтересован в своих друзьях и благополучии всех людей, он будет
руководствоваться их интересами во всех своих действиях. Он будет стараться решать проблему
любви и брака так, как если бы от этого зависело благосостояние других. Но ему не надо знать о
том, что он старается решать это таким образом. Если вы спросите его, он, возможно, будет не в
состоянии дать научное объяснение своим целям. Но он будет непроизвольно стремиться к
благосостоянию и улучшению человечества, и этот интерес мы увидим в его деятельности. Есть и
другие люди, которые не так сильно заинтересованы благополучием людей. Вместо
нижеследующей личностной позиции, как-то: «Что я могу сделать для моих товарищей?», «Как
мне лучше занять свою нишу в общем жизненном пространстве?», они скорее спрашивают: «Что
мне может дать эта жизнь?», «Что я могу получить от этого?», «Сколько это стоит?», «Достаточно
ли другие люди считаются со мной?», «По достоинству ли меня ценят?». Если подобная позиция
лежит в основе отношения к жизни данного индивида, то он будет пытаться разрешить проблему
любви и брака таким же образом. Он всегда будет спрашивать: «Что это мне может дать?».
Любовь это не чисто биологическая задача, как ее представляют некоторые психологи.
Взаимоотношения полов связаны с побуждением или инстинктом; однако вопрос любви и брака
не настолько прост, чтобы его объяснить лишь одним побуждением. Куда бы мы ни обратили
взоры, обнаружится, что мы развиваем, культивируем и облагораживаем наши побуждения и
инстинкты. Мы подавили в себе некоторые из наших желаний и склонностей. Что касается наших
отношений с близкими, мы знаем, как не надоесть друг другу. Мы научились одеваться и
приучили себя к чистоплотности. Даже будучи голодными, мы не прибегаем к обычному
естественному насыщению; у нас появились вкусы, сервировка стола и способы принятия пищи.
Мы приспособили наши побуждения к нуждам человеческой культуры; все они отражают
|