ребенка. Когда желание к самоутверждению становится необычайно сильным, это также
формирует чувство зависти. У детей этой категории легко развивается привычка желать своим
соперникам всякого зла; и не только желать, что часто ведет к неврозам, но также и причинять
вред, вызывающий неприятности и даже носящий время от времени криминальный характер.
Такой ребенок может клеветать, выдавать домашние секреты и унижать сверстника с тем, чтобы
ощущать повышение своей значимости, особенно если это происходит в присутствии других
людей. Он не допускает мысли, что кто-то превзойдет его, поэтому ему все равно, сам ли он
приобрел вес в обществе или кто-либо из товарищей упал в общественном мнении. Когда
стремление к власти становится очень сильным, оно выливается в злобу и мстительность. И такие
дети всегда будут проявлять воинственность и неповиновение, что отразится в их внешности в
блеске глаз, во внезапной вспышке гнева, в их готовности сразиться с мнимыми врагами. Для
детей с подобным стремлением к превосходству очень неприятна процедура тестирования, так как
в этом случае легко будет выявлена их никчемность.
Это говорит о том, что при тестировании необходимо учитывать индивидуальные
особенности ребенка. Любой тест по-разному воспринимается детьми. Для одних эта процедура
представляет собой довольно обременительное событие: они краснеют и бледнеют, начинают
заикаться и дрожать; они настолько парализованы этой робостью и страхом, что просто теряют
память. Другие же могут отвечать на вопросы только вместе со сверстниками, в противном случае
они вообще не будут отвечать, подозревая, что находятся в роли испытуемых. Рассматриваемое
стремление к превосходству может также проявиться и в играх. Испытываемое ребенком, оно не
позволит ему взять на себя роль лошадки, в то время как другие выступают в роли наездников. Он
всегда сам захочет быть наездником, всегда будет стараться руководить и управлять. Но если его
отстранить от игры по причине того, что он когда-то не справился с этой ролью, он будет
довольствоваться вмешательством в игру других детей. А если дальнейшие неудачи все также
будут содействовать падению духа, его честолюбие в конце концов будет окончательно задето и
любая новая ситуация потянет ребенка назад, вместо того, чтобы стимулировать его движение
вперед.
Иные честолюбивые дети, не обескураженные до поры неудачами, также проявляют
склонность к любым играм состязательного типа, но и они в случае поражения в равной степени
продемонстрируют испуг и оцепенение. Степень и направление желания самоутвердиться часто
можно вывести из любимых игр детей, любимых сказок, исторических фигур и личностей. Что
касается взрослых, то у них часто можно встретить культ Наполеона, который прекрасно служит в
качестве образца для честолюбивых людей. Мания величия в грезах всегда является признаком
сильного чувства неполноценности, которая толкает разочаровавшихся людей на поиски
компенсации и упоения чувствами, родившимися за пределами реальности. Нечто подобное часто
возникает в снах.
При рассмотрении различных путей, используемых детьми в своем стремлении к
превосходству, выявляются вариации, которые можно разделить на ряд типов. Подобная
классификация не может быть точной, так как разновидность типов бесчисленна и каждый из них
определяется, главным образом, степенью уверенности ребенка в себе. Дети, чье развитие не
вызывало до сих пор нареканий, направляют свое стремление к превосходству в полезное для себя
русло; они стараются угождать учителям, быть послушными и хорошими школьниками. Однако
из личного опыта мы знаем, что этих случаев далеко не большинство.
Есть также дети, желающие отличаться от своих сверстников и проявляющие
поразительное упорство в своей борьбе за превосходство. Часто такое стремление является
показателем чрезмерного честолюбия, которое часто упускается из виду, потому что мы привыкли
рассматривать честолюбие как достоинство, привыкли стимулировать ребенка к дальнейшим
усилиям. Но, как правило, это ошибка, так как развитие ребенка в данном случае страдает от
избытка честолюбия.
Непомерное честолюбие порождает состояние напряжения, которое ребенок может
выносить лишь в течение некоторого времени, однако неизбежно появятся признаки, говорящие о
том, что напряжение слишком нарастает. Этот ребенок чересчур много времени проводит за
книгами, в то время как другие виды деятельности от этого страдают. Подобные дети часто сами
стараются избегать другой активности в связи со страстным желанием быть первым в школе. Мы
не можем быть полностью удовлетворены таким ходом развития, поскольку он не преуспеет этих
обстоятельствах ни умственно, ни физически.
Данный способ, посредством которого ребенок организует свою жизнь, чтобы иметь
возможность обойти всех остальных, нельзя признать полезным для нормального развития.
Наступает момент, когда ему обязательно надо будет сказать, что нельзя проводить столько
времени за книгами, а нужно погулять на свежем воздухе, поиграть с товарищами и заняться
другими делами. Таких детей тоже не так много, но они встречаются довольно часто.
В дополнение к сказанному, можно отметить, что бывают случаи, когда в классе между
двумя учениками устанавливается негласное соперничество. И если понаблюдать за ними, то
|