можно обнаружить, что у этих соперников иногда развиваются особо неприемлемые черты. Они
становятся завистливыми и ревнивыми а это те качества, которые не могут быть присущи
гармоничной и независимой личности. Их раздражают успехи других детей; у них начинаются на
нервной почве головные боли и боли в желудке и т. д., если кто-либо продвигается вперед. Они
отходят, когда хвалят кого-то из детей, и, конечно, они никогда не могут похвалить сами. Это и
есть проявление зависти, что вряд ли сможет как-то оправдать чрезмерное честолюбие.
Подобные дети не уживаются со своими товарищами. Им нужна ведущая роль во всем, и
они не желают подчиняться общим правилам игры. В результате они не могут играть в компании
и ведут себя высокомерно по отношению к своим одноклассникам. Любое общение со школьными
товарищами им неприятно, и чем дольше длится эта ситуация, тем незащищеннее кажется этим
детям их положение. Они никогда не уверены в своем успехе и легко сбиваются с толку, когда
чувствуют себя в небезопасной атмосфере. Они отягощены надеждами, которые окружающие
возлагают на них, равно как и собственными ожиданиями.
Они остро ощущают постоянные надежды семьи по отношению к ним, поэтому
возбужденно и нервно выполняют любую поставленную перед ними задачу, поскольку всегда
видят перед глазами перспективу превосходства над другими, перспективу стать знаменитым.
Дети этого типа чувствуют тяжесть надежд, возложенных на них, и выдерживают это бремя лишь
до тех пор, пока позволяют благоприятные обстоятельства.
Если бы человек владел абсолютной истиной и мог бы найти совершенный метод
избавления детей от подобных сложностей, у нас не было бы понятия «трудный ребенок». А так
как пока мы не имеем такого метода, а условия, в которых дети вынуждены обучаться, не могут
быть идеально организованы, то совершенно очевидно, что тревожные притязания этих детей
представляют собой чрезвычайную опасность. Они будут воспринимать трудности совсем не так,
как их сверстники, не обремененные нездоровыми амбициями. Под словом «трудности» мы имеем
в виду то, что невозможно избежать, также как, вероятно, невозможно и предохранить от них
ребенка. Частично это происходит из-за наших методов, которые нуждаются в дальнейшем
развитии и совершенствовании и которые не подходят к каждому ребенку. Это также связано с
тем, что уверенность ребенка в себе подорвана его непомерным честолюбием. Для преодоления
же трудностей у него нет достаточного мужества.
Сверхчестолюбивые дети заинтересованы только в конечном результате, суть которого
признание их личного успеха. Сам по себе успех без признания его окружающими мало что
значит. Мы знаем, что во многих случаях для ребенка более важным является сохранение его
психического равновесия перед лицом возникших трудностей, чем пытаться тотчас эти трудности
преодолеть. Ребенок, которого вынудили пойти по пути амбиций, не знает этого и чувствует
невозможным для себя жить без чьего-либо восхищения. Подобный результат наблюдается у
многих людей, зависящих от мнения окружающих.
Как важно не потерять чувство меры в вопросе жизненных ценностей, можно увидеть на
примере тех детей, которые пришли в мир с физическими недостатками. И таких случаев,
конечно, много. У большого количества Детей лучше развита левая часть тела, чем правая; этот
факт, как правило, не всем известен. У ребенка-левши много сложностей в нашем мире правшей.
Необходимо использовать специальные методы для выяснения, является ли ребенок левшой или
правшой. Почти без исключения можно выявить левшей среди тех, кто испытывает огромные
затруднения в письме, чтении или рисовании, а также тех, кто вообще неуклюж в движениях. Есть
простой, хотя и не определяющий способ выяснения, является ли ребенок правшой или левшой.
Надо попросить его скрестить кисти рук. Левша обычно скрещивает руки таким образом, что
левый большой палец лежит на правом. Поразительно, но многие люди, родившиеся левшами,
даже не знают об этом.
При изучении жизни большого числа детей-левшей выяснились следующие факты. Во-
первых, такие дети обычно считаются неуклюжими и неловкими, что неудивительно при
существующем положении вещей, когда в расчет берутся только правши. Чтобы понять ситуацию,
достаточно обратить внимание на то недоумение, которое мы, привыкшие к правостороннему
движению, выразим при попытке пересечь улицу в каком-нибудь городке с левосторонним
движением (например, в Англии или Аргентине). А ребенок-левша оказывается еще в худшем
положении в семье, где все домочадцы правши. Этот его недостаток причиняет беспокойство как
семье, так и ему самому. Когда он обучается письму в школе, то его успехи оказываются ниже
средних показателей. А так как причина не выяснена, то его бранят, ставят плохие оценки и часто
наказывают. Ребенок не может иначе объяснить сложившуюся ситуацию, как только признать, что
он менее способен, чем другие. И это чувство будет в нем расти чувство ущербности,
некоторой неполноценности и неспособности соперничать с другими. А так как его бранят еще и
дома за неуклюжесть, то он в лишний раз удостоверяется в своей неполноценности.
Естественно, ребенок не должен воспринимать это как полное поражение, однако есть
много детей, которые прекращают борьбу при подобных, не обнадеживающих обстоятельствах. И
пока такие дети не поймут, что на самом деле происходит с ними, или кто-нибудь не объяснит им,
|