Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 140 
Next page End  

важнейшие взгляды на воспитание либо были совершенно упущены, либо не приняты во
внимание. Это исходит, в частности, от строгих установок и предписаний, которые педагог-
родитель пытается навязать семье посредством своего предполагаемого авторитета. Он слишком
жестоко воздействует на детей. Он угрожает их независимости и часто действительно лишает их
ее. Этим самым он как бы рождает в детях чувство мести за подобное угнетение, вызванное
воспоминаниями о розгах, которыми они были биты. Необходимо также помнить, что излишняя
осторожность в воспитании приводит к чрезвычайно обостренному наблюдению. В большинстве
своем оно имеет огромное преимущество, но когда дело касается собственных детей, это часто
закладывает в них желание постоянно находиться в центре внимания. Они считают себя
статистами в эксперименте, а других ответственной и решающей его частью. Эти и другие должны
отвести все трудности от детей, после чего они чувствуют себя свободными от любой
ответственности.
ГЛАВА
4. КАК УПРАВЛЯТЬ
СТРЕМЛЕНИЕМ
К
ПРЕВОСХОДСТВУ
Итак, в предыдущих главах мы отметили и подробно рассмотрели тот факт, что каждый
ребенок стремится к превосходству. Задача каждого родителя или педагога — направить это
стремление в плодотворное и полезное русло. Они должны позаботиться о том, чтобы это
стремление было результатом здоровой жизнедеятельности и счастья, а не неврозов и
расстройства.
Как этого достичь? В чем заключается различие между продуктивными и бесполезными
проявлениями стремления к превосходству? Оно заключается в интересе к обществу. Невозможно
представить ценность какого-то достижения, если оно не связано так или иначе с обществом. Если
вспомнить о великих подвигах, которые представляются многим благородными, ценными и
высокими, можно увидеть, что эти поступки имели значимость не только для самих героев, но и
для общества в целом. Следовательно, воспитание ребенка должно быть организовано так, чтобы
он познал социальное чувство или чувство солидарности с обществом.
Дети, у которых не развито социальное чувство, становятся трудными детьми. Это дети, чье
стремление к превосходству не было востребовано.
Однако следует признать, что существует множество мнений о том, что же является ценным
для общества. Одно бесспорно: о дереве можно судить по его плодам. Результаты любого
конкретного поступка показывают, был ли он полезен или непригоден для общества. Это означает,
что мы должны учитывать время и результаты. В конечном итоге, любое действие должно
пересекаться с логикой реальности, и это пересечение покажет уместность данного действия по
отношению к нуждам общества в целом. Таков всеобщий критерий ценностей, и рано или поздно
противоречие или согласие с этим стандартом непременно проявятся. К счастью, в нашей
повседневной жизни мы не часто оказываемся в ситуации, требующей сложной методики
суждений. Что касается социальных явлений и политических тенденций, последствия которых мы
не всегда можем ясно представить, то здесь есть место и для спора. Однако следует отметить, что
и здесь результаты жизнедеятельности целого народа или отдельного индивида ясно показывают,
полезны и правдивы они или нет. Поскольку с научной точки зрения мы не можем назвать что-
либо полезным и хорошим для всех, пока это не окажется абсолютной истиной и правильным
решением жизненной проблемы, а она обусловливается землей, космосом и логикой человеческих
отношений. Эти условия существующей человеческой природы представляют собой своеобразную
математическую задачу, которая несет в себе решение, хотя, однако, мы не всегда в состоянии ее
решить. Мы можем только рассуждать о корректности решения в свете актуальности проблемы. К
сожалению, возможность проверить правильность решения наступает слишком поздно, когда уже
нет возможности исправить ошибки.
Люди, которые не рассматривают свою жизнь с логической и объективной точек зрения,
большей частью не в состоянии оценить согласованность и последовательность своего поведения.
Когда они сталкиваются с проблемой,
они обескуражены; и вместо того, чтобы браться за дело,
начинают размышлять о неправильно выбранном пути, принесшем столько проблем. Если это
касается детей, надо также помнить, что когда они отходят от принципа полезности, они не в
состоянии извлечь позитивные уроки из отрицательного опыта только потому, что они не
понимают сути происходящего. Следовательно, необходимо научить ребенка рассматривать свою
жизнь не как серию разрозненных случаев, а как длинную цепь взаимосвязанных событий его
жизни. Ничто происходящее с ним не может быть выкинуто из контекста всей его жизни: любое
событие может быть объяснено только в связи с тем, что произошло с ним раньше. Когда ребенок
это поймет, он сможет осознать, почему он потерпел неудачу.
Прежде чем продолжить рассмотрение разницы между правильным и ошибочным
направлением детского стремления к превосходству, неплохо рассмотреть особый тип поведения,
который противоречит нашей общей теории. Это — лень, тот тип поведения, наличие которого,
казалось бы, противоречит тому, что каждый ребенок имеет врожденное стремление к
Hosted by uCoz