При определенных, особенно ярко выраженных обстоятельствах происходит задержка развития
речи. В других случаях родители портят ребенка, говоря за него все, вместо того, чтобы дать ему
возможность попытаться выразить себя. Подобный ребенок так долго учится говорить, что мы
иногда думаем, что он глухой. Когда он наконец действительно научится говорить, его интерес к
речи становится столь интенсивным, что впоследствии он часто становится оратором. Жена
композитора Шумана Клара не могла говорить до 4-х лет и говорила очень плохо до восьми лет.
Она была своеобразной девочкой, очень скрытной, необщительной, предпочитающей бесцельно
проводить время на кухне. Из этого можно сделать вывод, что она была предоставлена самой себе.
«Странно, отмечал ее отец, что этот удивительный психический диссонанс был началом
жизни, полной прекрасной гармонии». Она представляет собой пример сверхкомпенсации.
Следует особенно внимательно относиться к тому, чтобы глухонемые дети получали
специальное образование, так как все чаще появляются сведения о том, что полная глухота
встречается крайне редко. Неважно, насколько ребенок плохо слышит, даже незначительная его
способность слышать должна быть полностью использована. Профессор Кац в Ростоке
продемонстрировал возможности подготовки детей, которые якобы не имели музыкального слуха
и были неспособны к свободному пониманию музыки и красоты звука.
Иногда дети, успешно занимающиеся по большинству учебных предметов, совсем не
справляются с какой-нибудь школьной дисциплиной, часто с математикой, вызывая тем самым на
себя подозрение в некоторой несостоятельности. Всегда может так случиться, что дети, которые
не справляются с арифметикой, начнут бояться этого предмета и потеряют надежду справиться с
ним. Есть семьи, как правило, среди художников, где даже хвастаются своим неумением считать.
В добавление к этому следует сказать, что существующее широко распространенное мнение о том,
что математика дается девочкам труднее, чем мальчикам, неверно. Есть много женщин, ipe-
красных математиков и экспертов по статистике. Школьницы часто слышат, что мальчики лучше
умеют считать, чем девочки, и это замечание сбивает их с толку.
Важным показателем является умение или неумение ребенка оперировать цифрами.
Математика одна из немногих областей знания, которая придает человеку уверенность. Работа
мысли ведет к стабилизации окружающего хаоса посредством чисел. Люди с повышенным
чувством неуверенности обычно плохо считают.
Это также верно и по отношению к другим дисциплинам. Письмо, графическое
изображение на бумаге звуков, понятных только внутреннему сознанию, дает человеку ощущение
своей безопасности. Рисование позволяет зафиксировать мимолетное зрительное впечатление.
Гимнастика и танцы выражают достижение физической уверенности и, что более важно,
посредством надежного контроля над телом достижение психологической уверенности в себе.
Вот почему, вероятно, многие педагоги твердо верят в силу спорта.
Поразительным проявлением чувства неполноценности у детей является трудность в
приобретении умения плавать. Если ребенок легко учится плавать, это хороший признак того, что
и в будущем он сможет преодолеть другие трудности. Если же плавание вызывает у него большие
трудности, то это показывает отсутствие веры ребенка в себя и в инструктора по плаванию.
Заслуживает внимания и тот факт, что многие дети, у которых вначале возникали проблемы,
позже становились отличными пловцами. Такие дети, восприимчивые к естественным трудностям
и вдохновленные возможными успехами в достижении совершенства, часто становятся
чемпионами в плавании.
Важно знать, привязан ли ребенок только к одному человеку или же он проявляет интерес к
нескольким людям. Обычно дети бывают глубоко привязаны к матери, а при ее отсутствии к
другому члену семьи. Эта особенность привязываться к кому-нибудь есть в каждом ребенке, если
он не слабоумен или идиот. Когда ребенок находится на попечении матери, а отдает предпочтение
другому члену семьи, важно понять, почему это происходит. Очевидно, что ребенку не следует
сосредоточивать всю свою любовь, привязанность и внимание на матери, так как одной из ее
наиболее важных задач является перенесение интересов ребенка и его доверия и на своих друзей.
Бабушка и дедушка также играют важную роль в воспитании, что обычно проявляется в
баловании ребенка. Причиной этого является боязнь пожилых людей остаться никому не
нужными. У них развивается преувеличенное чувство неполноценности, в результате чего они
играют роль придирчивых критиков или мягкосердечных, добродушных взрослых и, чтобы стать
значимыми для детей, все им разрешают. После посещения бабушек и дедушек Дети настолько
портятся, что отказываются возвращаться домой, где их ждет порядок и дисциплина. По
возвращении к родителям они жалуются, что дома не так хорошо, как у бабушки с дедушкой. Мы
отмечаем это потому, что должны учитывать роль, которую старые люди иногда играют в жизни
детей, с тем, чтобы воспитатели не игнорировали данный важный фактор в определении образа
жизни любого конкретного ребенка.
Неуклюжесть в движениях (вопрос психологической анкеты в Приложении I) как
последствие перенесенного рахита, сохранившаяся в течение долгого времени, обычно
свидетельствует о том, что ребенку уделяли слишком много внимания, и он, как следствие, был
|