избалован. Матери должны быть достаточно умны, чтобы не подавлять самостоятельность детей
даже тогда, когда они больны и нуждаются в особом уходе.
Важным представляется и следующий вопрос: много ли у ребенка было проблем? (Вопрос).
Когда мы получаем положительный ответ на этот вопрос, можно быть уверенным, что данная мать
была слишком привязана к своему малышу. Ей не удалось укрепить в нем чувство независимости.
Это беспокойное состояние обычно дает о себе знать, когда ребенок ложится спать или встает, ест
или умывается, а также во время ночных кошмаров или при энурезе. Все эти симптомы указывают
на попытку вызвать внимание определенного человека. Симптомы следуют один за другим,
словно ребенок находит все новые и новые средства для борьбы за господство над взрослыми.
Когда у ребенка развиваются подобные симптомы, мы можем быть уверены, что влияние на него
окружающих очень слабое. Наказание не помогает, и такие дети обычно провоцируют своих
родителей, чтобы затем продемонстрировать им, что все их наказания не достигают цели.
Один из важнейших вопросов касается умственного развития ребенка. На него порой
трудно ответить правильно и иногда желательно использовать тесты Бине, не всегда, однако,
дающие точные ответы, на которые можно было бы положиться. Это справедливо и в отношении
других тестов по определению умственного развития, результаты которых не следует считать
неизменными для всей последующей жизни ребенка. Как правило, развитие умственных
способностей зависит в большей степени от семейных обстоятельств. Семьи, живущие в лучших
условиях, способны помочь своим детям, и дети с хорошим физическим развитием обнаруживают
и сравнительно неплохое умственное развитие. К несчастью, установилось такое положение
вещей, когда более ровно развивающимся детям предопределено заниматься «высококачественной
работой» или престижным делом, тогда как тем, кто растет медленно, предназначена «черная
работа». Насколько нам известно, во многих странах введена новая система, предполагающая
специальные классы для слабоуспевающих детей; статистика показывает, что большинство в этих
классах составляют выходцы из бедных семей. Из этого можно сделать вывод, что если бы эти
дети из малообеспеченных семей имели более благоприятную окружающую обстановку, они
могли бы успешно конкурировать с «благополучными» детьми, которым посчастливилось
родиться в семьях с лучшими материальными возможностями.
Еще один важный момент, который необходимо рассмотреть: был ли ребенок когда-либо
предметом насмешек и терпел ли от этого нравственные пытки. Некоторые дети могут вынести
подобные испытания, другие теряют мужество, избегают трудностей полезной деятельности,
направляют свое внимание на внешность, поведение, показатель того, что ребенок мало верит в
себя. Враждебную ребенку окружающую обстановку выдает то, что он постоянно ссорится с
другими, боясь, что если он не будет зачинщиком драк, другие нападут на него первыми. Такие
дети непослушны, поскольку считают послушание признаком подчинения. Они думают, что
вежливый поклон на приветствие демонстрация слабости, поэтому отвечают резко; они никогда
не жалуются, так как считают сочувствие других личным унижением. Они никогда не плачут при
людях и иногда смеются, когда должны бы плакать, что выглядит как неумение переживать, но
это всего лишь проявление страха выдать свою слабость. А у действительно сильного человека
отсутствует жестокость. Такие непослушные дети часто бывают неопрятны, нерадивы, грызут
ногти, ковыряют в носу и очень упрямы. Они нуждаются в поддержке и ободрении; им
необходимо объяснить, что их действия отражают лишь страх показаться слабым существом.
Вопрос 4, касающийся того, насколько легко ребенок приобретает друзей или он нелюдим,
является ли он лидером или ведомым, имеет отношение к коммуникативным способностям
ребенка, т. е. наличию социального чувства или состояния обескураженности. Вопрос также
касается того, насколько ребенок желает подчиняться или управлять. Когда ребенок
самоизолируется, это указывает на его недостаточную уверенность в себе для конкуренции с
другими, и что его стремление к превосходству настолько сильно, что он боится подчинить свою
личность толпе. Наличие у детей склонности к коллекционированию вещей означает, что они
хотят укрепить свое положение и обойти других. Эта тенденция к «собирательству» опасна, так
как она может очень легко далеко зайти и превратиться в чрезмерные амбиции или жадность,
выражение обычного чувства слабости, которое стремится найти точку опоры. Подобных детей
легко увлечь воровством, если они чувствуют, что ими пренебрегли или проигнорировали, ибо
они ощущают отсутствие внимания к себе намного сильнее, чем другие.
Вопрос 5 касается отношения ребенка к школе. Мы не должны оставлять без внимания то,
насколько ребенок заторможен или возбужден по поводу своего посещения школы (причем часто
возбуждение означает нежелание). Страхи, возникающие у детей в определенных ситуациях,
выражаются по-разному. Когда детям нужно делать домашнее задание, они становятся
раздражительными; у них
наблюдается нечто вроде повышенного сердцебиения, вызванного
напряженным состоянием, до которого они себя довели. У некоторых, в частности, могут
произойти определенные органические изменения, такие, как сексуальное возбуждение и др.
Практика выставления детям оценок не всегда похвальна. Детям облегчили бы эту тяжелую ношу,
если бы их не подвергали подобной экспертизе. Школа становится своего рода постоянным
|