экзаменом или тестом, в котором необходимо добиваться хорошей оценки, тогда как плохая
оценка подобна неизменному приговору.
Выполняет ребенок домашнее задание с желанием или же его нужно принуждать к этому?
Если он забывает делать домашнее задание, это свидетельствует о тенденции избегать
ответственности. Неудовлетворительная учеба и раздражительность, которую она вызывает,
иногда являются средством, используемым для того, чтобы избежать школу, так как ребенок хочет
делать что-то иное.
Ленив ли ребенок? Когда ребенок не успевает в школе, главной причиной этого он
предпочитает считать лень, а не свою неспособность. Когда ленивый ребенок выполняет хорошо
какое-то задание, его хвалят и говорят: «Он мог бы многого достигнуть, если бы не был ленивым».
Ребенка устраивает такое мнение, так как он убежден, что ему больше не надо доказывать свою
состоятельность. К этому же типу детей принадлежат и вялые дети, которым не хватает смелости,
которые не умеют сконцентрироваться, которые всегда от чего-то зависимы; или избалованные
дети, которые нарушают работу класса, потому что хотят привлечь к себе внимание.
На вопрос об отношении ребенка к учителю нелегко ответить. Дети обычно скрывают
настоящие чувства по отношению к педагогам. Когда ребенок постоянно критикует и старается
унизить одноклассников, мы можем предположить, что эта привычка к унижению других является
свидетельством отсутствия у ребенка веры в свои силы.
Такие дети самонадеянны, придирчивы, всегда во всем разбираются лучше, чем другие.
Подобное отношение скрывает их собственную слабость.
Намного труднее взаимодействовать с детьми безразличными, равнодушными, пассивными.
На них также надета маска, хотя в действительности они далеко не безразличны ко всему. Когда
эти дети выходят из-под контроля, их реакция обычно принимает форму приступа безудержного
гнева или попытки к самоубийству. Они никогда не делают ничего до тех пор, пока им не
прикажут сделать что-либо. Они боятся препятствий и переоценивают других людей. Их надо
ободрять и поддерживать.
Дети, проявляющие честолюбивые наклонности в спорте или гимнастике, выдают тем
самым, что у них есть подобные честолюбивые устремления и в других областях, но они боятся
испытать в них неудачу. Детям, которые читают гораздо больше, чем остальные, часто не хватает
смелости, что свидетельствует о том, что они надеются обрести уверенность и завоевать авторитет
с помощью чтения. Такие дети больше сосредоточиваются на воображаемой жизни, перед лицом
же реальной они демонстрируют робость. Также важно отметить, какие книги предпочитают дети:
романы, сказки, биографический жанр, путешествия или работы объективного, научного
характера. В период полового созревания детей очень привлекают порнографические книги. К
большому сожалению, в каждом большом городе есть книжные магазины, занимающиеся
продажей такого рода изданий. Увеличивающееся сексуальное влечение и стремление испытать
это сосредоточивают их мысли в этом направлении. В борьбе с подобным вредным влиянием
следует использовать следующие средства: подготовку детей к роли взрослых, сексуальное
просвещение, дружеские отношения с родителями.
Вопрос 6 касается условий семьи, болезней в семье, таких, как алкоголизм, неврозы,
туберкулез, сифилис, эпилепсия. Также важно иметь исчерпывающую карту физического развития
ребенка. У дышащего через рот ребенка часто глупое выражение лица, что является результатом
болезни аденоидов и миндалевидных желез, препятствующих правильному дыханию. Очень
важно сделать операцию по их удалению; иногда вера в то, что операция поможет ему, придает
ребенку больше уверенности и смелости в активизации учебной деятельности по возвращении в
школу.
Болезнь в семье нередко вредит развитию ребенка. Родители, у которых имеется
хроническая болезнь, очень сильно обременяют своих детей. Нервные и психические расстройства
угнетают всю семью. Если позволяют обстоятельства, от детей следует скрывать, что один из
членов их семьи душевнобольной. Психическое расстройство как болезнь бросает тень на всю
семью, не говоря уже о предубеждении, что оно может передаваться по наследству. Это также
имеет место и в отношении многочисленных случаев туберкулеза и рака. Все подобные болезни
производят ужасное впечатление на разум ребенка и иногда значительно лучше оградить его от
такой домашней атмосферы. Хронический алкоголизм или преступные наклонности внутри семьи
действуют как яд, и этому ребенок часто не способен сопротивляться. Однако в вопросе
размещения детей в другие более подходящие условия встречаются трудности. Эпилептики
обычно раздражительны и нарушают гармонию семейной жизни. Но страшнее всего сифилис.
Дети больных сифилисом родителей обычно очень слабые, они наследуют болезнь и переживают
затем чрезвычайные трудности в жизни.
Мы не можем игнорировать тот факт, что материальные возможности семьи влияют на
мировоззрение ребенка. Бедность по сравнению с лучшими условиями жизни других детей
пробуждает чувство ущербности. Хорошо обеспеченным детям трудно в дальнейшем жить без
привычных удобств, если семейный бюджет уменьшается.
|