физической несостоятельностью ребенка; и целью воспитания является преодоление детской
несостоятельности, что можно достигнуть лишь с помощью группы. Воспитание должно быть
социальным по своей нацеленности.
При определении принципов и методов воспитания детей мы должны руководствоваться
идеей человеческого общежития и социального приспособления к нему. Осознаем мы это или нет,
но нами более положительно воспринимается то, что является хорошим с точки зрения общества,
и отрицательно то или иное действие, которое не является полезным или даже вредит
обществу.
Наблюдаемые в воспитании детей ошибки считаются нами таковыми потому, что они могут
иметь нежелательные последствия для общества. Все величайшие достижения человеческого духа,
а по сути само развитие человеческих способностей происходит под влиянием социальной жизни
и в связи с эволюцией социального чувства.
Рассмотрим, например, речь. Человек, живущий вне общества, не нуждается в речи.
Развитие речи представляется неоспоримым доказательством необходимости общественной
жизни. Речь осуществляет связь между людьми и в то же время является продуктом их совместной
жизнедеятельности. О психологии речи можно говорить в том случае, если за точку отсчета
принять идею сообщества. Люди, живущие в одиночку, не испытывают необходимости в
говорении. Если у ребенка отсутствует эта существенная основа участия в общественной жизни и
он растет в изоляции, его умение говорить будет заторможено. То, что мы называем талантом
речи, может быть приобретено и усовершенствовано только тогда, когда человек вовлекается во
взаимоотношения с другими людьми.
Бытует общая точка зрения, что дети, умеющие выразить себя лучше, чем другие, просто
более талантливы. У детей, которым трудно говорить или устанавливать контакт посредством
речи, обычно отсутствует ярко выраженное социальное чувство. Дети, не научившиеся хорошо
говорить, зачастую избалованные дети, чьи матери делают для них все еще до того, как они
успеют попросить о чем-либо. В таком случае они лишаются контакта и способности к
социальной адаптации, так как им не нужна речь.
Встречаются также дети, не желающие разговаривать, так как их родители никогда не дают
им возможности закончить предложение или самим отвечать на вопросы; над другими постоянно
подшучивают или выставляют на смех, лишая их таким образом уверенности в себе. Подобные
ошибки (постоянные исправления, с одной стороны, и придирки с другой) довольно широко
распространены в воспитании детей. Печальным результатом этого является то, что такие дети
долгие годы несут в себе чувство унижения и неполноценности. Это чувство можно наблюдать у
людей, использующих стереотипное вступление перед тем, как что-нибудь сказать: «Но только не
смейтесь надо мной, пожалуйста!» После этой фразы сразу становится ясно, что в детстве над
этими людьми часто смеялись.
Был такой случай с ребенком, который слышал и умел говорить, в то время как родители
его были глухонемыми. Он всегда беззвучно плакал, когда ушибался. Нужно было просто
показать родителям свою боль, но бесполезно было делать страдания слышимыми.
Развитие других способностей человека, например, таких, как понимание и логическое
мышление, также невозможно представить без социального чувства. Человек, живущий в
совершенном одиночестве, не нуждается в логике или, по крайней мере, не нуждается в ней
больше, чем какое-нибудь иное животное. С другой стороны, человек, находящийся в постоянном
контакте с другими людьми и вынужденный использовать речь, логику и здравый смысл в своих
отношениях с окружающими, должен развивать в себе социальное чувство. Это есть конечная
цель логического мышления.
Иногда действия отдельных людей кажутся нам глупыми, в то время как с точки зрения их
личных целей эти
действия выглядят вполне разумными. Так часто случается с теми, кто считает,
что все должны думать так же, как и они. Это демонстрирует нам значимость фактора социального
чувства или здравого смысла в суждениях
(если не принимать во внимание то обстоятельство, что
развитие здравого смысла было бы необязательным, когда общественная жизнь не была бы такой
сложной и не ставила бы перед человеком такое обилие запутанных проблем). Отсюда легко
можно понять, почему примитивные люди оставались на примитивном уровне, а именно: из-за
относительной простоты их существования, которая
не подталкивала их к глубоким
размышлениям. Социальное чувство играет наиважнейшую роль в способности человека говорить
и логически мыслить. Эти две функции можно было бы отнести и к дару божьему. Но если
каждому дать возможность разрешать свои проблемы без оглядки на общество, в котором он
живет, или использовать свой собственный язык, в мире наступил бы хаос. Социальное чувство
предоставляет безопасность, которую ощущает каждый индивид и которая является для него
главной опорой в жизни. Это не совпадает полностью с той уверенностью, которую мы обретаем
благодаря логическому мышлению и ощущению реальности, но данное чувство является наиболее
ощутимым компонентом этой уверенности. Почему, например, мы так смело и всецело полагаемся
на вычисления и счет, что в свою очередь приводит нас к убеждению, что наивысшая правда
|