это та, которую можно выразить в цифрах? Причина заключается в том, что, с одной стороны,
числовые операции для человека наиболее легкий способ передачи информации, с другой
стороны, они легче перерабатываются головным мозгом. Мы не вполне уверены в той или иной
истине, если не в состоянии передать ее другим людям или если кто-то не может донести свои
идеи до нас. Эта цепочка рассуждений, несомненно, продолжает попытки Платона построить свою
философию на числе и математике. Еще более близко мы видим эту связь с социальным чувством,
когда он решил отправить философа назад в пещеру, с тем, чтобы тот, так сказать, принял участие
в жизни своих сородичей. Он чувствовал, что даже философу невозможно жить без
защищенности, исходящей из социального чувства.
Дети, у которых наблюдается, если можно так выразиться, меньший заряд чувства
защищенности, демонстрируют его тогда, когда они вступают в контакт с другими детьми или
когда им приходится решать определенные задачи по собственной инициативе. В школе это
проявляется особенно на тех предметах, которые требуют объективного, логического мышления,
например, математике.
Понятия, которые у человека формируются в детстве, обычно представлены однобоко
(например, мораль, этика). Для человека, которому суждено жить в одиночестве, этика
непостижима. Понятие нравственности присутствует лишь в том случае, если мы думаем об
обществе и правах других людей. Эту точку зрения трудно отстаивать, когда мы имеем в виду
эстетические чувства, нашу склонность к творчеству. Однако, даже занимаясь в сфере искусства,
мы способны постичь сущность приобретаемых нами впечатлений, что вытекает из осознания
нами здоровья, силы, правильного социального развития и т. д. Когда дело касается искусства, эти
рамки являются более гибкими и существует больше возможностей для проявления
индивидуального вкуса. По сути, даже эстетика в целом подчиняется социальным нормам.
Если будет задан практический вопрос, как можно определить степень развития
социального чувства у ребенка, мы должны ответить, что надо учитывать определенные
проявления поведения. Когда мы видим, например, как дети в своем стремлении к превосходству
выделяют себя, совершенно не считаясь с другими, мы можем с уверенностью сказать, что
социальное чувство развито у них слабее, чем у тех детей, которые избегают подобной ситуации.
При современном состоянии цивилизации невозможно представить себе ребенка, лишенного
всякого стремления к личному превосходству. И как результат, у него наблюдается низкий
уровень развития социального чувства. На это-то обстоятельство и указывают критики
человеческой природы и моралисты как прошлого, так и современности, когда выдвигают тезис о
том, что человек по своей природе эгоистичен и думает больше о себе, чем о других. Это всегда
выражено в форме проповеди, не оказывающей никакого влияния ни на детей, ни на взрослых, так
как ничего нельзя добиться с помощью этой аксиомы, и люди то и дело утешают себя тем, что и
другие тоже не лучше.
Когда мы имеем дело с детьми, представления о жизни которых так запутаны, что у них
развились вредные или преступные наклонности, мы должны признать, что моральная проповедь
в любом количестве еще никогда не действовала на них. В такой ситуации желательнее было бы
копнуть немного поглубже, чтобы избавить ребенка от порока, вырвав его с корнем. Другими
словами, мы должны отказаться от роли судьи и стать другом или врачом.
Если мы постоянно будем говорить ребенку, что он плохой или глупый, он скоро поверит в
нашу правоту и после этого у него не достанет мужества справиться с какими бы то ни было
трудностями, ожидающими его впереди. А затем происходит то, что ребенок терпит неудачу во
всем, за что бы он ни брался. Его убежденность в том, что он глуп, еще более укореняется. Он не
понимает, что именно среда разрушила его уверенность в себе, и он подсознательно
подлаживается к окружающей жизни, чтобы доказать правоту выдвинутого ложного утверждения.
Ребенок чувствует себя менее способным, чем его товарищи он ощущает себя ущемленным в
способностях и возможностях. Его отношение безошибочно указывает на подавленное состояние,
которое находится в прямой зависимости от интенсивности давления, оказываемого на него
неблагоприятной средой.
Индивидуальная психология пытается показать, что влияние среды всегда ощутимо в
любой ошибке, совершенной ребенком; например, неаккуратный ребенок пребывает в тени
сверстника, который держит свои вещи в порядке, ребенок, который лжет, всегда находится под
влиянием тирана-взрослого, желающего суровыми мерами излечить того от привычки лгать.
Влияние окружающих можно обнаружить даже в хвастовстве ребенка. Такой ребенок обычно
чувствует, что важна похвала, а не успешное выполнение задания; и в своем стремлении к
превосходству он всегда ожидает поощрительных комментариев со стороны своей семьи.
В жизни каждого ребенка бывают такие ситуации, которые родители либо просмотрели,
либо неправильно поняли. Это означает, что положение каждого ребенка среди своих братьев и
сестер различается. Первенец имеет исключительное положение в силу того, что он является
некоторое время единственным ребенком в семье. Такое психологическое состояние незнакомо
второму рожденному в семье ребенку. Младший встречается с целым рядом обстоятельств,
|