известных не каждому ребенку, так как в течение определенного времени он остается самым
маленьким и слабым в семейном окружении. Существуют различные варианты подобных
ситуаций. Когда два брата или две сестры растут вместе, один из них, будучи старшим и
естественно более опытным, уже преодолел те
или иные трудности, которые младшему еще
предстоит одолеть. Последний находится в менее благоприятном положении и чувствует это.
Чтобы компенсировать возникшее чувство неполноценности, он изо всех сил старается опередить
старшего брата или сестру.
Представители индивидуальной психологии, долгое время работавшие с детьми, обычно
способны определить, какое место занимает ребенок в семейном созвездии. Если старший ребенок
достиг нормального уровня развития, то у младшего есть стимул к большим усилиям, чтобы от
него не отстать. В результате младший становится более активным и агрессивным. Если старший
был слабым ребенком и развивался медленнее, младшего ничто не вынуждает прикладывать
большие усилия в своеобразном соперничестве.
Следовательно, важно определить, какую позицию ребенок занимал в семье с детства, так
как его можно понять до конца только в том случае, когда определено его место в семейной
иерархии. Младшие дети несут на себе безошибочную печать того, что они самые маленькие в
семье. Конечно, существуют исключения, но наиболее обычный тип младшего ребенка это тот,
кто хочет всех опередить, тот, кто никогда не бывает тихим и всегда спешит начать новое
действие, руководствуясь чувством и верой в то, что он должен достичь большего, чем все
остальные. Эти размышления важны в воспитании детей, так как обусловливают выбор
определенных методов воздействия. Невозможно следовать одним и тем же правилам в
обращении со всеми детьми. Каждый ребенок уникален и, классифицируя детей в соответствии с
теми или иными типичными чертами, мы должны быть внимательны к каждому ребенку как к
индивидууму. Это требование почти невозможно соблюсти в условиях школы, но оно вполне
достижимо в семье.
Младший по возрасту всегда старается быть в центре внимания и в большинстве случаев
преуспевает в этом.
Это чрезвычайно важное заключение, подвергающее сомнению гипотезу о том, что
ментальность является врожденной. Между малышами из разных семей можно увидеть много
общего, что говорит о несомненной ложности данной гипотезы.
Другой же тип ребенка, являющийся прямой противоположностью описанному выше
активному, это пример абсолютно обескураженного подростка. Он ленив до крайности. Мы
признаем, что такая, казалось бы, огромная разница между этими двумя типами может быть
объяснена психологически. Никто так болезненно не воспринимает трудности, как ребенок,
чрезмерно амбициозный в своем стремлении всех обойти. Амбиции делают его несчастным, и
когда препятствия кажутся почти непреодолимыми, он сдается значительно быстрее, чем тот, чья
борьба не имеет столь значимой цели. В случаях с младшими детьми мы видим олицетворение
латинской поговорки «Aut Caesar, aut nullus», иначе говоря, «все или ничего».
В Библии мы можем найти яркие примеры младших детей, которые полностью
перекликаются с нашим опытом, например, истории об Иосифе, Давиде, Сауле и т. д. Конечно,
можно не согласиться, что у Иосифа был маленький брат Вениамин, но в данном случае надо
учитывать то, что Вениамин родился, когда Иосифу было семнадцать лет, таким образом, будучи
ребенком, Иосиф был младшим в семье. Довольно часто мы можем наблюдать семьи, которые
поддерживаются младшими детьми. Аргументы, подтверждающие наши утверждения о младших
детях, мы находим и в сказках. Нет такой сказки, где бы младший ребенок не обошел бы своих
старших братьев и сестер в немецких, русских, скандинавских или китайских сказках
младший всегда является победителем. Трудно отнести эту закономерность лишь к совпадению.
Это, вероятно, вызвано тем обстоятельством, что в старые времена фигура младшего ребенка была
более очевидной, чем сегодня. Вполне возможно, что этот возрастной тип всегда находился в
центре событий в силу того, что был легко заметен в примитивных условиях.
Можно также много написать о характерных особенностях, которые развиваются у детей в
соответствии с их положением в семье. Старшие дети, например, тоже имеют много общих
качеств и могут быть подразделены на два или три основных типа.
Автор данной книги изучал этот вопрос в течение долгого времени, но проблема так и не
прояснилась до конца, пока он случайно не наткнулся на один из эпизодов в автобиографии
Фонтане. В нем Фонтане рассказывал о своем отце, французском эмигранте, принимавшем
участие в русско-японской войне. Его отец всегда очень радовался сообщениям о том, что десять
тысяч поляков побили пятьдесят тысяч русских, обратив последних в бегство. Фонтане не мог
оценить радости своего отца. Напротив, он крайне возмущался, считая, что пятьдесят тысяч
русских должны быть сильнее десяти тысяч поляков; а «если это не так, то сие меня совершенно
не радует, так как более сильный всегда должен оставаться более сильным».
Читая эти строки, мы сразу приходим к выводу, что Фонтане старший ребенок. Только
старший ребенок может сделать подобное заявление. Он помнит свое обладание властью в семье,
|