будучи единственным ребенком, и чувствует несправедливость по отношению к тем, кого
свергают с престола слабейшие. Факты доказывают, что старшие дети обычно придерживаются
консервативных позиций. Они верят в силу, в правила и несокрушимость законов. Они имеют
тенденцию принимать деспотизм как данность. У них «правый подход» к вопросу о власти, так
как сами однажды занимали подобное положение.
Как мы уже отмечали, в типах старших детей имеются исключения. Остановимся, к
примеру, на одном из них. Это касается проблемы в жизни ребенка, испытывавшего в свое время
ущемленность. Это трагическая роль мальчика, имеющего младшую сестру. В описаниях этих
робких абсолютно обескураженных мальчиков часто отмечается, без упоминания факта как
такового, что проблема скрывалась в умной младшей сестре.
Частота подобных случаев не является случайностью и имеет простое объяснение.
Известно, что в современном обществе отдается предпочтение мужчинам перед женщинами.
Мальчика-первенца, как правило, балуют; родители ждут от своего ребенка очень многого. Его
положение весьма благоприятно, пока на свет не появляется сестра. Девочка входит в среду, в
которой «правит» избалованный старший брат. Он воспринимает ее как нежелательно вторгшийся
раздражитель и начинает бороться против нее.
Возникшая ситуация заставляет девочку предпринимать чрезвычайные усилия, и если она
не сломается, такая активность отпечаток на всю ее жизнь. Девочка начнет быстро развиваться,
чем пугает старшего брата, который видит, как разрушается его мужской приоритет. Он
становится неуверенным в себе, а так как в возрасте 1416 лет девочки развиваются быстрее как
в умственном, так и в физическом плане, то его неуверенность завершается полным поражением.
Он быстро теряет веру в себя и сдается в борьбе, изобретая различные правдоподобные
оправдания своей слабости или воздвигая на своем пути препятствия, чтобы впоследствии
использовать их в качестве алиби для своего отступления.
Можно встретить много подобных мальчиков-первенцев, неуверенных, не верящих в
будущее, необъяснимо ленивых или страдающих от нервозности только по одной-единственной
причине: они не чувствуют себя достаточно сильными, чтобы состязаться со своей младшей
сестрой. Такими мальчиками иногда овладевает невероятная ненависть к женскому полу. Их
судьба обычно печальна, так как найдется немного людей, понимающих их положение и
способных объяснить его им. Иногда доходит до того, что родители и другие члены семьи сетуют:
«Почему все не так? Почему мальчик не девочка, а девочка не мальчик?»
Мальчикам, имеющим несколько сестер, также присущи общие черты. Очень трудно
предотвратить доминирование женской атмосферы в семье, где несколько сестер и один брат. Или
он чрезвычайно избалован всеми членами семьи, или все женщины отвергают его. Эти мальчики,
конечно, развиваются по-разному, но есть определенные черты, характерные для всех. Мы знаем о
широко известной точке зрения, что мальчики не должны воспитываться исключительно
женщинами. Однако не стоит буквально воспринимать это положение, так как понятно, что
первоначальное воспитание мальчики получают все же у женщин. Имеется в виду то, что
мальчики не должны воспитываться в чисто женском окружении. Это не аргумент против женщин
вообще, но против непонимания, которое возникает в подобных ситуациях. Также не ведет ни к
чему хорошему, если девочка растет в среде мальчиков. Мальчики обычно с пренебрежением
относятся к ней; и она в результате пытается подлаживаться под них, чтобы быть наравне, что в
конечном счете является неподходящей подготовкой к ее будущей жизни.
Неважно, насколько вы терпимы, но нельзя присоединяться к мнению тех, кто верит, что
девочек следует воспитывать как мальчиков. Это можно делать какое-то время, но все равно
вскоре проявятся неизбежные различия. Мужчинам в жизни уготована иная роль согласно их
природной анатомии. Это влияет и на выбор профессии; и девочки, не удовлетворенные своей
женской участью, сталкиваются порой с большими трудностями, приспосабливаясь к видам
деятельности, открывающимся перед ними. Когда мы подходим к вопросу о подготовке к
замужеству, становится ясно, что подготовка к женской роли должна отличаться от мужской.
Девочки, разочарованные в своей половой принадлежности, будут относиться к замужеству как к
личной деградации; и если они все же выходят замуж, то будут пытаться руководить в семье.
Мальчики, воспитанные как девочки, также будут испытывать большие трудности,
приспосабливаясь к современной форме цивилизации.
В связи с этим мы не должны забывать, что стиль жизни ребенка обычно определяется в
возрасте 45 лет. Это время, когда у него должны развиваться социальное чувство и гибкость,
необходимые для приспособления. К пяти годам ребенок обычно уже имеет устоявшееся
отношение к своей среде, которое развивается в той или иной степени в этом направлении всю его
дальнейшую жизнь. Его восприятие внешнего мира остается прежним; ребенок находится в
ловушке своих перспектив и неуклонно повторяет свойственные ему умственные операции,
приводящие к конечным результатам. Социальное чувство ограничено рамками умственного и
психического диапазона каждого конкретного индивида.
|