ГЛАВА
8. ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ:
ПСИХОЛОГИЯ НЕОРДИНАРНЫХ СИТУАЦИЙ И
СРЕДСТВА ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Мы уже видели, что дети развиваются в соответствии с их неосознаваемой интерпретацией
того положения, которое они занимают во взаимоотношениях со своим окружением. Мы также
увидели, что первый, второй и третий ребенок развиваются по-разному, каждый в соответствии с
его особым местом в семейной иерархии. Это первоначальное условие может рассматриваться как
некий тест формирующегося у ребенка характера.
Воспитание ребенка не может начаться слишком рано. По мере того, как ребенок растет, он
выводит определенный набор правил или формул, которые регулируют его поведение и
определяют его реакцию на различные ситуации. У очень маленького ребенка имеются лишь
слабые проявления своеобразного механизма, который он строит для управления своим
поведением в будущем. Позже, в результате многих лет тренировки, эта его манера поведения
становится устойчивой, и он реагирует уже не целенаправленно, а в соответствии с неосознанной
интерпретацией им всего объема его прошлого опыта. Когда ребенок ошибочно воспринял ту или
иную неординарную ситуацию или неадекватно оценил свои способности справиться с трудной
проблемой, это ошибочное суждение и будет определять его поведение, и никакая логика или
здравый смысл не смогут изменить его поведение в будущем, пока не будет скорректировано
первоначальное восприятие, сформированное в детстве.
В развитии ребенка есть всегда что-то субъективное, и именно эту индивидуальность и
должны изучать педагоги. Именно эта индивидуальность мешает применению общих методов в
воспитании различных категорий детей. Это также является причиной того, почему применение
одного и того же метода по отношению к разным детям приводит к различным результатам.
С другой стороны, когда мы видим детей, почти одинаково реагирующих на одну и ту же
ситуацию, мы не можем сказать, что это благодаря закону природы; истина заключается в том, что
люди склонны совершать аналогичные ошибки из-за обычного недостатка понимания. Существует
расхожее мнение, что ребенок становится ревнивым, когда в семье появляется другой ребенок.
Можно привести следующие возражения: во-первых, есть исключения, во-вторых, знание того,
как подготовить ребенка к появлению младшего брата или сестры, сделает невозможной любую
ревность. Ребенка, который совершает ошибку, можно сравнить с человеком, оказавшимся в горах
перед одной из троп. Он не знает, куда и как продолжить свой путь. Когда он, наконец, находит
нужную тропу, но спускается не в тот городок, он слышит, как люди удивленно говорят : «Почти
все, кто сходит с этой тропы, плутают». Ошибки, совершаемые детьми, очень часто бывают
похожи на такие соблазнительные тропинки. Кажется, что по ним легко идти, и потому они
привлекают ребенка.
Существует много других ситуаций, которые оказывают огромное влияние на характер
ребенка. Как часто мы видим двоих детей в семье, один из которых хороший, а другой плохой.
Если более детально рассмотреть все обстоятельства, мы найдем, что у плохого ребенка огромное
стремление к превосходству; он хочет доминировать над домочадцами и прилагает все усилия,
чтобы управлять ими. В доме шумно от его криков. Второй же ребенок, наоборот, спокоен,
скромен, любимец семьи и ставится в пример другому. Родители не знают, как объяснить такие
крайности в одной и той же семье. Изучив ситуацию, выясняем, что хороший ребенок обнаружил,
что он может получать большее признание своим отличным поведением, и он успешно
конкурирует со своим плохим братом или сестрой при любом представившемся случае, Понятно,
что при таком соперничестве между двумя детьми у первого ребенка нет никакой надежды обойти
второго, если только не постараться быть лучше него; и поэтому он стремится превзойти его, так
сказать, в другом, противоположном направлении, то есть своим непослушанием, насколько это
возможно. Наш опыт показывает, что такие непослушные дети могут превратиться даже в лучших
детей, чем их братья и сестры. Наш опыт также показывает, что сильное стремление к
превосходству может выразиться в той или иной крайности. То же самое мы наблюдаем и в
школе.
Невозможно предсказать, что два ребенка будут одинаковыми только потому, что они
растут в одинаковых условиях. На характер хорошего ребенка огромное влияние оказывает
присутствие плохого. На самом деле есть много детей, которые изначально вели себя хорошо, а
затем превратились в трудных детей.
Можно привести пример семнадцатилетней девушки, которая была образцовым ребенком
до десяти лет. У нее был брат на одиннадцать лет старше ее, которого совершенно испортили,
потому что на протяжении одиннадцати лет он был единственным ребенком в семье. Мальчик не
ревновал к своей сестре, когда она появилась; он просто продолжал вести себя как обычно. Когда
девочке исполнилось десять лет, ее брат стал надолго пропадать из дома. Она приняла на себя
роль единственного ребенка, и это стало причиной ее желания во что бы то ни стало поступать
|