Истории болезней часто показывают начало психических расстройств после таких
заболеваний, как коклюшный кашель, энцефалит, хорея и др. Можно подумать, что именно эти
болезни являются причиной психических проблем. Но в действительности они только повод,
который выявляет скрытые до поры изъяны в характере ребенка. Во время болезни ребенок
ощущает свою власть и обнаруживает, как он может управлять семьей. Он увидел ужас и
беспокойство на лицах родителей во время своей болезни и знает, что все это имеет отношение к
нему. После болезни ему хочется остаться в центре внимания и он осуществляет это, пытаясь
господствовать над своими родителями с помощью капризов и требований. Это, конечно,
происходит с тем ребенком, которого не воспитали в социальном духе и которому нужен только
повод, чтобы продемонстрировать свои эгоистические побуждения.
С другой стороны, интересно отметить, что иногда болезнь может стать поводом для
исправления каких-то черт характера ребенка. Вот, например, случай с ребенком, который был
вторым в семье школьного учителя. Этот учитель очень беспокоился о своем мальчике и не знал,
что с ним делать. Время от времени мальчуган убегал из дома и в школе всегда был самым плохим
учеником в классе. Однажды, когда отец уже собирался отослать его в исправительное
учреждение, у мальчика обнаружили туберкулез бедра. Это болезнь, которая требует постоянного
ухода со стороны родителей в течение долгого периода. Когда мальчик поправился, он стал самым
послушным ребенком в семье. Все, что было необходимо ему, это особое внимание родителей,
вызванное его болезнью. Причиной его прежнего непослушания было то, что он всегда чувствовал
себя в тени своего одаренного старшего брата. И он всегда сопротивлялся, потому что его не
ценили так, как старшего брата. Но вот болезнь доказала ему, что родители ценят его так же, как и
старшего брата, и он научился вести себя хорошо.
Что касается болезни, стоит также отметить, что детское сознание часто находится под
глубоким впечатлением только что пережитой болезни. Дети удивлены и потрясены тем, что
могут быть такие вещи, как опасная болезнь и смерть. След, оставленный болезнью в сознании
детей, проявляется позднее в жизни, и можно встретить много людей, которые интересуются
только болезнями и смертью. Некоторые нашли верный способ использовать свой интерес к
болезням они могут стать врачами и медсестрами. Но многие другие всегда боятся, и болезнь
становится наваждением, которое мешает им в полезной деятельности. Изучение биографии более
чем ста девочек обнаружило, что около 50% из них признаются, что самый большой страх в их
жизни вызывает мысль о болезни и смерти.
Родителям следует позаботиться о том, чтобы дети не находились под слишком большим
впечатлением от детских болезней. Они должны подготовить их сознание к таким явлениям и
оберегать их от неожиданных ударов. Родители должны дать им понять, что жизнь не бесконечна,
но достаточно продолжительна, чтобы иметь свой смысл.
Другой «возбудитель опасности» в детской жизни это встреча с незнакомцами,
знакомыми или друзьями семьи. Ошибки, которые возникают во время столкновения с такими
людьми, происходят из-за того, что те в сущности не проявляют истинного интереса к детям.
Они любят развлекать детей или своими действиями очень влиять на них в течение
короткого времени. Они чрезмерно хвалят детей и тем самым взращивают в них тщеславие. За
короткое время, проведенное с детьми, они
успевают их избаловать и таким образом создать
трудности для их постоянных воспитателей. Всего этого надо избегать. Никто из посторонних не
должен вмешиваться в воспитательные методы родителей.
Кроме того, посторонние часто неверно определяют пол ребенка и называют мальчика
«прелестной девочкой» или наоборот. Этого тоже надо избегать по причинам, о которых мы будем
говорить в главе, посвященной отрочеству.
Общее окружение семьи, естественно, очень важно, так как дает детям представление о
степени участия семьи в общественной жизни. Другими словами, оно дает детям первые
представления о сотрудничестве. Дети, которые растут в изолированной семье, проводят жесткую
грань между членами семьи и посторонними людьми. Они ощущают некую пропасть,
разделяющую дом и внешний мир, к которому они, конечно, относятся враждебно. Изолированная
семейная жизнь исключает социальные отношения и склоняет детей к постоянной
подозрительности и преследованию лишь своих собственных интересов. Таким образом
изолированная жизнь мешает развитию социальной направленности.
Трехлетний ребенок уже должен быть подготовлен без боязни присоединяться к другим
детям в играх и не должен бояться присутствия посторонних. Иначе позднее он станет робким и
застенчивым и будет враждебно относиться к окружающим. Вообще эти качества можно
обнаружить среди избалованных детей, так как они всегда хотят «исключить» других.
Чем раньше родители займутся исправлением этих черт характера, тем более они могут
быть уверены, что сберегут ребенка от больших трудностей в будущем. Если ребенок был хорошо
воспитан в первые три-четыре года если он был обучен играть с другими и присоединяться к
общему настроению, он не только избавится от застенчивости и эгоизма, но также и от возможных
неврозов и даже умопомешательства. А умопомешательство и неврозы происходят только с теми
|