Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 140 
Next page End  

Когда наконец согласован способ воздействия на ребенка, то его приглашают в комнату. Он
видит своего учителя и психолога, который начинает беседу с ним, но только не о его ошибках.
Психолог говорит как на лекции, объективно анализируя, но так, чтобы ребенок понял все, о чем
он говорит, — о проблемах, о мотивах, которые и вызвали его неправильное развитие. Ребенку
объясняют, почему он чувствовал себя обделенным, в то время как предпочитали других детей, и
как он отчаялся добиться успеха.
Этот метод использовался около 15 лет, и учителя, проработавшие в этом направлении,
очень довольны и не собираются бросать дело, которым занимались четыре, шесть и восемь лет.
Что касается детей, то они от этого выиграли вдвойне. Те, кто с самого начала были
проблемными детьми, стали вполне нормальными; они познали дух сотрудничества и поняли, что
есть мужество. Те же, которых не приглашали на психологическую консультацию, выиграли тоже.
Когда ситуация в классе угрожает стать проблемной, учитель предлагает детям обговорить
случившееся. Естественно, учитель сам руководит беседой, но и дети также принимают в ней
участие, так как им предоставлена полная возможность выражать свои мысли. Они начинают
анализировать причины такой, скажем, проблемы, как лень в классе. В итоге они все равно придут
к какому-нибудь заключению, и ленивый ребенок, который и не знает, что именно его имели в
виду, тем не менее почерпнет для себя много полезного из этой беседы.
Эти краткие выводы могут дать некоторое представление о тех возможностях, которые
предоставляет нам связь психологии и педагогики. Психология и воспитание представляют собой
две составные одной проблемы и одной реальности. Чтобы управлять разумом, нам необходимо
знать, как он работает; и тот, кто познал секреты разума, может если не помочь, то использовать
свои знания, чтобы направлять ум на более высокие и глобальные цели.
ГЛАВА
11. ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ И ВНЕШНИХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Психологические и образовательные основы индивидуальной психологии достаточно
широки, чтобы не игнорировать рассмотрение фактора влияния среды. Старая модель
интроспективной психологии (психологии самоанализа) была настолько узка, что Вундт счел
необходимым создать новую науку — социальную психологию — для того, чтобы учесть все, что
выпало из ее поля зрения. Для индивидуальной психологии в этом нет необходимости, так как она
индивидуальна и социальна одновременно. Она не сосредоточивается ни на человеческом
сознании, за исключением среды, которая его стимулирует; ни на среде, за исключением ее
значения для понимания сознания конкретных людей.
Ни воспитатель, ни учитель не должны считать себя единственными воспитателями
ребенка. Волны внешнего влияния проникают в психику детей и формируют их прямо или
косвенно, так сказать, через влияние на родителей и доведения их до определенного уровня
сознания, которое и передается детям. Данное обстоятельство нельзя упускать из виду.
Прежде всего воспитатель должен принимать во внимание экономические обстоятельства.
Мы должны помнить, что есть семьи, которые от поколения к поколению живут под тяжелым
бременем обстоятельств, — семьи, которые продолжают борьбу с угнетающим их чувством
горечи и печали. Эти горечь и печаль так воздействуют на них, что они не могут воспитывать
ребенка в здоровых отношениях сотрудничества. Они живут на пределе человеческих
возможностей, когда люди не могут сотрудничать, будучи охваченными паникой.
Затем мы также не должны забывать, что долгий период полуголодного существования или
плохое финансовое положение влияют на физическое состояние как родителей, так и детей, а это в
свою очередь имеет важное психологическое значение. Это можно увидеть в детях, рожденных в
послевоенной Европе. Их гораздо труднее воспитывать, чем предыдущие поколения. Кроме
экономических обстоятельств и их влияния на развитие ребенка, мы не должны забывать о
влиянии невежества родителей относительно физической гигиены. Это невежество соединяется с
робким и потакающим отношением их к детям. Родители хотят побаловать своих чад и боятся
причинить им боль. Иногда они беспечны и думают, например, что искривление позвоночника
исчезнет с возрастом, и вовремя не приглашают доктора. Это, конечно, является ошибкой,
особенно в городах, где медицинская помощь всегда доступна. Если вовремя не исправить
физическое состояние, оно может привести к сильной и опасной болезни, от которой могут
остаться нежелательные психологические травмы. Болезнь со всеми ее проявлениями — это
всегда «западня» с психологической точки зрения, и надо как можно больше снижать ее
опасность.
Если этого возбудителя опасности нельзя избежать, то можно сделать менее опасным,
развив в ребенке мужество и социальную направленность. Фактически можно сказать, что ребенок
психологически пострадает от болезни настолько, насколько в нем не развита социальная
направленность. Ребенок, воспитанный в среде, в которой он чувствует себя частью целого, будет
поражен опасной болезнью в меньшей степени, нежели избалованный ребенок.
Hosted by uCoz