дальше разрабатывать свою теорию с тем, чтобы представить альтернативу для деталей
социального порядка, введенных «мужским протестом».
Таким образом, адлеровская концепция мужского протеста означала следующее: а)
ощущение неполноценности из-за наличия женских признаков на данный момент (тезис); б) цель
для достижения в будущем мужской силы и превосходства (антитеза); с) стремление и
продвижение от а) к б). В то время как конечной фазой фрейдовской динамики было достижение
субъектом удовлетворения своего побуждения, для Адлера понятие «цель» значило стремление
личности к самосовершенствованию.
Остановимся в заключение и на терминологическом аспекте. С психологическими
исследованиями Адлера широко связаны два термина: «социальный интерес» и «образ жизни»,
однако в этой книге они представлены довольно редко, хотя термины семантически близкие по
значению к термину «образ жизни» и рассматривающие личность в ее целостности используются
здесь довольно широко. Эти два термина Адлер не вводил в научный оборот до 1918 и 1926 гг.
соответственно, несмотря на то, что большинство его исследований рассматриваемых проблем
легли на бумагу много раньше. С другой стороны, термин «мужской протест», который часто
фигурирует в этих ранних работах, позже был заменен такими понятиями, как стремление к
успеху, власти, превосходству или просто плюс-ситуация.
В настоящем издании опубликованы тексты произведений Альфреда Адлера, которые
помогут представить концепцию выдающегося психолога в целом.
Значительное место в публикуемом ниже собрании текстов занимает книга Адлера
«Воспитание детей». В этом труде, изданном впервые в 1930 году одновременно на немецком и
английском языках, он излагает основные положения индивидуальной психологии.
Отечественные читатели до настоящего издания не имели возможности познакомиться с данной
работой Адлера на русском языке.
Вслед за «Воспитанием детей» в настоящем томе опубликован перевод работ Адлера,
объединенных под общим титулом «Взаимодействие полов». В книге представлены работы
Адлера разных лет, посвященные проблеме взаимоотношения полов. Целью данного раздела
книги является попытка собрать воедино работы Адлера по проблемам взаимоотношения полов и
связанных с ней вопросов феминизма, любви и брака с тем, чтобы их можно было исследовать во
всей совокупности.
Она составлена из двух частей, включающих в себя четыре главы. Часть I
«Социологические и теоретические исследования» раскрывает в первой главе взгляды Адлера на
«женский вопрос», по которым очевидно, что он на стороне равенства полов. Вероятней всего,
именно с них начинаются психологические изыскания автора, хотя они и не были опубликованы
именно в таком порядке. В главе 2 представлена адлеровская критика теории взаимоотношения
полов Фрейда, подкрепленная более ранними теоретическими исследованиями.
В третьей главе части II «Сексуальность и личность» рассматриваются вопросы
сексуального развития, сексуальных отношений мужчин и женщин в психологическом аспекте,
полового воспитания и половой зрелости. Глава 4 этой же части связана прежде всего с
проблемами любви и брака, включая сюда раскрытие причин всевозможных осложнений, а также
выявление движущих сил, возникающих в период подготовки к любви и браку.
Так как материал для второго раздела книги был заимствован из разных источников, то
неизбежны частичные совпадения, в связи с чем имеет место некоторая неровность стиля.
Отдельные части, например, написанные для широкой публики, предполагают относительно
легкое восприятие, в то время как другие адресованы более или менее профессионально
подготовленным читателям.
Р.А.Валеева,
- доктор педагогических наук, профессор Казанского госпедуниверситета
АЛЬФРЕД АДЛЕР
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ
С психологической точки зрения проблема воспитания применительно к взрослым сужается
до вопросов самопознания и рационального самоуправления. Сущность воспитания по отношению
к подрастающему поколению заключается примерно в том же, однако есть и различие: ввиду
незрелости детей вопрос управления, почти всегда имеющий место и в случаях со взрослыми,
принимает здесь наибольшее значение. Мы могли бы при желании позволить детям развиваться
самостоятельно и по собственному усмотрению; и, если бы им было отпущено для развития
двадцать тысяч лет, при благоприятных обстоятельствах они со временем достигли бы и сами
|