Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 140 
Next page End  

Основной спор между психологическими школами Адлера и Фрейда развернулся вокруг
адлеровской концепции о «мужском протесте», которую он представил на еженедельных встречах
Венского психоаналитического общества в 1910—1911 годы.
Для Фрейда секс был самым важным биологическим явлением, представленным либидо и
его подавлением. У Адлера секс также является важным фактором для возникновения невроза в
силу искусственно созданных различий в статусах двух полов, с вытекающим отсюда страхом у
мужчин, что вдруг они не смогут жить в соответствии с предписанной им сексуальной или
природной ролью, и с неудовлетворенностью у женщин той сексуальной ролью, которую им
отвели.
Главной целью и сверхзадачей человека Адлер считал его попытки преодолевать комплекс
неполноценности с тем, чтобы быть сильным и могущественным, и преуспевать в соответствии с
личностным определением индивидуумом того, что означает успех. Впервые это явление Адлер
усмотрел в желании своих пациентов быть похожим на мужчину, а не женщину, быть
мужественным, а не женственным. Этому всепоглощающему желанию Адлер присвоил термин
«мужской протест».
Обе части этого понятия требуют дальнейшего разъяснения. Слово «протестовать» Адлер
использует не только в обычном его смысле как синоним к слову «возражать», но также и к слову
«отстаивать». А «мужской» не имеет ничего общего с физиологическими половыми
характеристиками мужчины. Скорее это относится к общепринятому в нашей культуре статусу
мужчины, по своему уровню стоящему выше женского, и к тому, как индивидуум реагирует на
это.
Термин «мужской протест» Адлер ввел в работе по психологическому гермафродитизму
(1910), которая затем стала самой важной его работой. Гермафродитизм означает присутствие в
каждом индивидууме в различных пропорциях биологических компонентов другого пола и
приравнивается к бисексуальности. Психологический гермафродитизм означает соответствующее
присутствие
в личности характерных черт противоположного пола в зависимости от его
сексуальной конституции.
Попутно хотелось бы отметить, что сегодня как «гермафродитизм», так и
«бисексуальность» приобрели другое значение. Гермафродитизм означает врожденное наличие
признаков мужского и женского пола у одного и того же животного организма (двуполость), в то
время как бисексуальность предполагает одновременное существование гомосексуальных и
гетеросексуальных отношений.
Адлер отказался от признания прямой зависимости гермафродитизма от биологических
факторов. В противоположность Фрейду (1905) он установил, что эти факторы в лучшем случае
имеют косвенное значение и что индивидуумы обоих полов имеют возможность быть более
«мужским» или «женским», в зависимости от с того, что они предпочитают сами и что наилучшим
образом служит их целям. В этом контексте становится важным, что мы живем в эпоху мужского
доминирования, которая создала более благоприятные условия и стереотипы отношения к
мужскому полу, нежели женскому. Таким образом, представители обоих полов более
предпочитают быть «как мужчина», а не «как женщина». Это и есть мужской протест, который в
мягкой форме довольно распространен в обществе, а в крайней форме проявляется у
неврастеников.
Когда Адлер представил эти размышления перед Венским психоаналитическим обществом,
он знал, что «затрагивает наиболее деликатную часть в области психоаналитического
исследования»; и он был прав. Именно эти взгляды и привели к разрыву с Фрейдом, а работа
Адлера по данной теме стала наиболее часто цитируемой Фрейдом в дискуссиях с Адлером.
«Все, что относится к либидо, имеет мужской характер; все, что относится к сдерживанию
побуждений, имеет женский характер. То, что предлагает нам Адлер, это не что иное, как
изменение понятийного аппарата, в связи с чем мы теряем ясность».
Замечание Фрейда поначалу приводит в некоторое замешательство, хотя и выявляет тем
самым решающее различие. «Либидо-сдерживание» относится к предполагаемому основному
неосознанному конфликту в психической структуре человека, который характеризуется заумными
абстрактными терминами, в то время когда «мужское—женское» относится к столкновению
компромиссов на психологическом уровне и формулируется более конкретно. Хотя вся
проблематика, связанная с мужским протестом, никогда не находилась в постоянном поле зрения
Фрейда, для него мужской протест стал настоящим камнем преткновения по отношению к Адлеру;
и это состояние не ослабевало до конца его жизни.
Несмотря на некоторое умаление понятия «мужской протест», Фрейд тем не менее
молчаливо признал глубину теоретической мысли в адлеровской концепции, обнародовав через
три года несколько собственных понятий, обслуживающих те же самые функции.
Поначалу Фрейд думал, что адлеровский «мужской протест», основанный на диалектике
мужского и женского начал, можно было просто свести к его собственным основным концепциям
того времени — «либидо» и «сдерживание побуждений». Однако оказалось, что Фрейду пришлось
Hosted by uCoz