Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 140 
Next page End  

умственных способностях? Как часто его высмеивают и шутят над ним? Насколько он разборчив в
вопросах прически, одежды, обуви и т. д.? Есть ли у него привычка грызть ногти или ковырять в
носу? Потребляет ли он пищу с жадностью?
Для более полной картины надо также знать, в какой степени и как он стремится к
лидерству, а также о том, не препятствует ли его упрямство следовать за его побуждением к
действию.
4. Легко ли он завязывает дружбу? Проявляет ли он терпимость по отношению к людям и
животным? Или он досаждает и мучает их. Есть ли у него привычка к коллекционированию или
накопительству? Что можно сказать о его жадности и скупости? Является ли он лидером, склонен
ли он к одиночеству? 
Эти вопросы связаны с умением ребенка входить в контакт и со степенью потери им
уверенности в себе.
5. Опираясь на вышеперечисленные вопросы, переходим к настоящему моменту: каково
положение ребенка на сегодня? Как он ведет себя в школе? Нравится ли ему в школе? Пунктуален
ли он? Волнуется он перед уходом в школу? Торопится ли он в школу? Теряет ли он свои
учебники, портфель, тетради? Насколько он волнуется по поводу учебной работы и перед
экзаменами? Забывает ли он выполнять школьные задания или он отказывается от них?
Продуктивно ли он проводит свое время? Не ленив ли он? Не рассеян ли он? Мешает ли он
классу? Как он относится к учителю (критично, высокомерно, безразлично)? Обращается ли он к
другим за помощью в учебной работе или ждет, пока ему ее предложат? Есть ли у него стремление
к занятиям физкультурой и спортом? Как он сам оценивает свои способности: средние или полная
бездарность? Страстный ли он книгочей? Какой жанр литературы он предпочитает?
Эти вопросы помогают нам понять, насколько правильно ребенок подготовлен к школьной
жизни; последствия приобретения «опыта школьной жизни»; а также его отношение к трудностям.
6. Надо иметь точную информацию о семейном окружении ребенка; болезнях в семье;
алкоголизме; криминогенных тенденциях: неврозах; дебильности; сифилисе; эпилепсии; образе
жизни. Были ли случаи смертей в семье, сколько лет было ребенку, когда они имели место?
Является ли ребенок сиротой? Кто доминирует в семье? Насколько строго воспитывают в семье?
Как часто воспитание сопровождается ворчанием и придирками, или оно отличается
терпимостью? Не создает ли семья предпосылки для страха у ребенка перед жизнью?
Осуществляется ли в семье за ребенком какой-либо надзор?
Исходя из положения и места, занимаемого ребенком в семье, можно судить о тех
впечатлениях, которые он получает.
7. Каково возрастное положение ребенка в семье? Является ли он старшим, младшим,
единственным ребенком; единственным мальчиком или девочкой? Имеет ли место соперничество,
чрезмерное хныканье, недобрые шутки, желание унижать других?
Вышесказанное важно для изучения характера ребенка и его отношения к другим людям.
8. Сформировались ли у ребенка представления о будущей профессии? Что он думает о
предстоящем супружестве? Какие профессии у других членов семьи? Что можно сказать о
супружеской жизни родителей?
Из вышесказанного можно вывести заключение о том, насколько мужественно и уверенно
ребенок смотрит в будущее.
9. Каковы его любимые игры, рассказы, исторические и вымышленные персонажи? Любит
ли он мешать другим детям во время их игр? Обладает ли он даром воображения? Рассудочен ли
он? Любит ли он помечтать?
Вышеперечисленные вопросы относятся к возможной тяге ребенка играть в жизни роль
героя. Несоответствие этому в его поведении можно отнести к симптому потери уверенности в
себе.
10. Каковы самые ранние воспоминания; яркие или периодически возникающие сны о
полетах, падениях, слабости, опоздании к отходу поезда и прочие беспокойные сны.
В связи с этим очень часто можно выявить желание ребенка к одиночеству,
предостережение об опасностях, некоторое проявление честолюбия, а также предпочтение
отдельных людей, сельской жизни и т. д.
11. В чем проявляется потеря ребенком мужества? Считает ли он, что им пренебрегают? С
готовностью ли он реагирует на внимание и похвалу со стороны? Бывает ли он суеверен? Избегает
ли он трудностей? Принимается ли он за то или иное дело только для того, чтобы вновь от него
отказаться? Проявляет ли он неуверенность в своем будущем? Верит ли он, что наследственность
может плохо сказываться? Как часто окружающие действуют на него обескураживающе?
Насколько пессимистично он смотрит на жизнь?
Ответы на данные вопросы помогут нам подтвердить, что ребенок разуверился в себе и в
настоящий момент находится на ложном пути.
12. Наблюдаются ли у ребенка какие-нибудь дурные привычки или прочие «хитрости»,
например, гримасничанье, желание выглядеть глупым, маленьким, смешным?
Hosted by uCoz