Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 140 
Next page End  

В подобных случаях проявление малейшего мужества направлено на то, чтобы обратить на
себя внимание.
13. Имеет ли ребенок дефекты речи? Насколько он некрасив? Косолап ли он? С
вывернутыми внутрь коленями или кривыми ногами? Низкорослый? Ненормально тучный или
высокий? Некрасивая фигура? Есть ли у него отклонения в строении глаз или ушей? Не слабоумен
ли он? Левша ли? Не храпит ли по ночам? Внешне весьма непривлекателен?
Это те недостатки, которые ребенок, как правило, переоценивает и которые постепенно
могут привести к потере мужества. Неправильное развитие ребенка также часто можно наблюдать
в случаях с очень красивыми детьми, которыми овладевает идея, что они могут достигнуть
желаемого без особых усилий. Подобные дети упускают множество возможностей, чтобы
подготовиться к жизни.
14. Часто ли ребенок говорит об отсутствии у себя способностей, «таланта» к учению, к
работе, к жизни? Не возникают ли у него мысли о самоубийстве? Есть ли какая-нибудь связь во
времени между беспокойством ребенка и его неудачами? Не переоценивает ли он очевидный
успех? Не подобострастен ли он? Не верит ли слепо в идеи, не религиозен ли он?
Из ответов на эти вопросы мы можем увидеть, как сильно обескуражен ребенок, что
особенно проявляется после его тщетных попыток избавиться от проблем. Его неудачи частично
относятся к неэффективным попыткам, частично к недопониманию людей, с которыми он связан.
Однако его притязания должны каким-то образом и когда-то осуществиться. Поэтому он ищет
другие, более легкие пути.
15. Назовите то, что удается ребенку.
Такие позитивные проявления дают нам важные подсказки, поскольку возможно, что
интересы, притязания и приготовления ребенка указывают на совсем иное направление его
развития, чем это наблюдалось до сих пор.
Из ответов на вышеприведенные вопросы (которые не следует ставить прямо или
шаблонно, но конструктивно и в ходе бесед) можно составить точное представление об
индивидуальности ребенка. И тогда неудачи ребенка, которым трудно найти оправдание, станут
объяснимы и понятны. Обнаруженные ошибки всегда следует объяснять в спокойной и дружеской
манере без всяких угроз.
ПРИЛОЖЕНИЕ
II. ПЯТЬ СЛУЧАЕВ ИЗ ПРАКТИКИ И
КОММЕНТАРИИ К НИМ
1. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ С РЕБЕНКОМ ЧЕТЫРНАДЦАТИ
ЛЕТ
Мальчику 14 лет, он единственный ребенок в семье, родители много работают, чтобы
обеспечить сравнительно достойное существование. Они всегда были внимательны к тому, чтобы
ребенок получал все необходимое для физического развития. В раннем возрасте ребенок был
счастлив и здоров. Его мать хорошая женщина, однако слишком легко переходит на крик. Она с
большим усилием и множеством отступлений сделала описание своего сына. Мы не знаем отца
ребенка, но жена описывает его как честного и энергичного человека, который любит свою семью
и очень уверен в себе. Когда мальчик, будучи еще очень маленьким, проявлял непослушание, отец
постоянно замечал: «Хорошенькое было бы дело, если бы я не смог сломать его волю». Его
представление о «подавлении воли» сводилось к демонстрации перед мальчиком хорошего
примера, не утруждая себя излишними поучениями, но зато пороть во всех тех случаях, когда тот
поступал неправильно. В раннем детском возрасте мятежность мальчика проявлялась в его
желании играть роль хозяина дома; такие порывы часто встречаются у испорченного ребенка,
который является единственным в семье. Довольно рано он уже показывал поразительную тягу к
непослушанию, и эта привычка к неподчинению развивалась у него до тех пор, пока он не
почувствовал крепкую руку своего отца.
Давайте приостановим описание и спросим, какая наиболее примечательная черта
характера обязательно разовьется в ребенке? И мы должны ответить: «Привычка лгать». Он будет
лгать, чтобы избежать порки. И действительно, это и была единственная жалоба, с которой мать
ребенка пришла к нам. В настоящий момент мальчику 15 лет, и родители никогда не могут понять,
лжет их сын или говорит правду. Когда мы копнули поглубже, то узнали следующее: ребенок
некоторое время посещал местную приходскую школу, и там учителя также жаловались, что он не
слушается их и мешает классу. Например, он, бывало, выкрикивал ответ на вопрос прежде, чем
его спросят, или задавал вопрос, чтобы перебить говорящего, или во время урока громко
разговаривал со своими школьными товарищами. Домашнее задание он, как правило, выполнял
совершенно неразборчивым почерком, более того, он был еще и левшой. Наконец, его поведение
вышло за всякие рамки, и ложь его стала явной, так как он боялся наказаний со стороны своего
отца. Сначала родители мальчика хотели оставить его в той школе, но вскоре им пришлось забрать
его оттуда, так как учитель решил, что с мальчиком ничего более нельзя сделать.
Hosted by uCoz