Он выглядел очень живым пареньком, чьи умственные способности отмечались всеми
учителями. Мальчик закончил государственную школу и затем ему надо было сдавать экзамены в
среднюю школу. Мать ждала его после экзамена, и он сказал ей, что успешно прошел его. Все
были очень счастливы и на лето уехали в деревню. Парень часто говорил о средней школе. Затем
начались занятия; он складывал портфель, уходил в школу и каждый день приходил домой на
ланч. Но однажды мать, провожая его после ланча в школу и пересекая улицу, услышала, как
какой-то мужчина сказал: «Вон тот мальчик, который показал мне дорогу на станцию этим
утром». Женщина спросила сына, что этот человек имел в виду, и разве он не был сегодня утром в
школе. Юноша ответил, что занятия закончились в 10 часов, и он прогулялся с тем человеком до
станции. Однако мать подобное объяснение не устроило и она рассказала позже об этом отцу.
Отец решил на следующий день сопровождать сына в школу. По дороге в школу после
настойчивых расспросов он узнал, что мальчик провалился на вступительных экзаменах, что он
никогда не посещал занятия в средней школе и что все эти дни вынужден был бродить по улицам.
Родители наняли репетитора, и мальчик в конце концов смог сдать экзамены, однако
поведение его не улучшилось. Он продолжал мешать учебно-воспитательному процессу, а
однажды начал воровать. Он украл небольшую сумму у матери, яростно отрицал это и сознался
только тогда, когда ему пригрозили полицией. И вот сегодня перед нами совершенно запущенный
случай. Хотя самолюбие отца и говорило ему, что он мог бы развязать этот узел, на этот раз он
признал своего сына безнадежным. Мальчика наказали тем, что оставили в покое, не
разговаривали с ним и не обращали на него внимания. Родители также заявили ему, что они его
больше не будут бить.
На вопрос: «С какого времени возникла причина для беспокойства?» мать отвечает: «С
самого рождения». Когда мы получаем подобный ответ, мы допускаем, что мать хочет этим
подчеркнуть врожденный характер плохого поведения мальчика, ведь они с отцом сделали все,
чтобы исправить его, но безуспешно.
В младенчестве мальчик был очень беспокойным ребенком, он плакал дни и ночи напролет.
Однако все врачи заявляли, что он совершенно нормальный и здоровый.
Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Нет ничего исключительного в том, что
грудные дети плачут. На это есть много причин, особенно если в семье единственный ребенок, а у
матери нет пока достаточного опыта. Такие дети обычно плачут из-за мокрых пеленок, а это
обстоятельство мать не всегда осознает. Что же делала она, когда дитя плакало? Она брала его на
руки, качала и давала что-нибудь попить. А ей бы следовало найти истинную причину плача,
создать для ребенка комфортные условия, а затем просто не обращать на него внимания. Ребенок
прекратил бы плакать и у него не было бы этого темного пятна на его прошлом.
Мать рассказала, что сын научился говорить и ходить в соответствующем возрасте без
проблем и его зубы развивались нормально. У него была склонность ломать свои игрушки, как
только он их получал. Такие факты часто не относят к проявлению дурного характера. Стоит
обратить внимание на такого рода оправдание: «Он не мог в течение долгого времени заниматься
чем-то одним». Здесь необходимо задать вопрос: «А как матери следует приучать ребенка играть в
одиночестве?» И на это есть лишь один ответ. Ребенку должна быть предоставлена возможность
играть самостоятельно без постоянного вмешательства взрослых. Мы же подозреваем, что наша
родительница не делала этого, о чем свидетельствует несколько примеров. Например, мальчик
заставлял ее делать большую часть своей деятельности, постоянно приставал к ней и т. д. В этом
мы видим первые попытки ребенка заставить свою мать побаловать его, вот откуда исходят
начальные зарубки в его душе.
Ребенка никогда не оставляли одного.
Мать явно заявляет об этом в целях самозащиты, Итак, он никогда не оставался один, и на
сегодняшний день не любит пребывать в одиночестве даже в течение одного часа. По вечерам он
также никогда не остается один, как не остается без внимания и во время ночного сна. Вот
доказательство того, насколько крепко привязан ребенок к своей матери и что он всегда мог
опереться на нее.
Он никогда не пугался и до сегодняшнего дня не знает, что такое страх.
И это заявление опровергает обычный здравый смысл, так как не согласуется с нашими
данными. Более тщательное исследование фактов дает нам объяснение. Этого мальчика никогда
не оставляли одного; следовательно, у него не было необходимости чего-то бояться, ведь у таких
детей страх является всего лишь средством, чтобы заставить других оставаться с ним. И значит,
отсутствовало основание для страха, который сразу бы проявился, если бы его оставили одного. И
тут возникает следующее, кажущееся противоречие.
Мальчик страшно боялся отцовского ремня. Значит, он действительно испытывал страх?
Но когда экзекуция заканчивалась, он, однако, быстро забывал о ней и вновь оживал, даже если
иногда получал изрядную дозу шлепков.
В этом случае мы наблюдаем нежелательный контраст: покладистость матери и строгость
отца, которой он хочет исправить материнскую нежность. И ребенка все более и более влечет к
|