что жизнь для нее оборачивается темной стороной. Она чувствует, что у нее ничего нет и что мать
ничего ей не дает. «Она бьет меня, только отец дарит мне вещи», вот ее слова.
Суммируя все обстоятельства данного случая, можно увидеть, что девочка всегда хочет
быть разочарованной с тем, чтобы ей можно было обвинять свою мать. Она ведет с матерью
борьбу, и если мы хотим остановить это противоборство, нам необходимо суметь убедить ее в
том, что ее поведение дома и в школе, ее сны все это является одной и той же ошибкой. Ее
ложный образ жизни в
основном является результатом того, что она слишком мало прожила в
Америке и имеет недостаточный опыт в английском языке. Затем необходимо убедить девочку,
что все эти трудности легко преодолеваемы и что их она использует умышленно в качестве орудия
в борьбе против матери. Также необходимо внушить и матери, чтобы она прекратила бить свою
дочь и таким образом не давала бы ей повода для противодействия. Девочку надо подвести к
следующей мысли: «Я невнимательна, я забываюсь, я выхожу из себя только потому, что хочу
причинить моей маме неприятность». Если она осознает это, то сможет изменить свое плохое
поведение. И пока пациентка не поняла значения всех своих действий и впечатлений, полученных
дома, в школе и от своих снов, изменение ее характера, конечно, не стояло на повестке дня.
Итак, мы видим, что психология обязана понимать, с какой целью и где личность
использует приобретенные впечатления и опыт в отношениях с людьми. Другими словами, от
психологии требуется понимание природы апперцепции, в силу которого ребенок действует и с
помощью которого он реагирует на раздражители, а также понимание того, как ребенок
воспринимает эти раздражители, исходящие из окружающего мира, как он к ним относится и
каким образом использует в собственных целях.
АЛЬФРЕД АДЛЕР
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛОВ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Теория сексуальности Альфреда Адлера (1870 1937) более выпукло представлена в
оппозиции ее теории Фрейда. В то время как Фрейд считал, что развитию личности способствуют
прежде всего сексуальные устремления индивида, Адлер, напротив, утверждал, что сама личность
во всем ее многообразии, образ жизни индивидуума определяют характер сексуальных
устремлений.
Целью данной книги является попытка собрать воедино работы Адлера по проблемам
взаимоотношения полов и связанных с ней вопросов феминизма, любви и брака с тем, чтобы их
можно было исследовать во всей совокупности.
Потребность в подобной книге ощущается в особенности в настоящее время повышенного
интереса к вопросам взаимодействия полов и распространившегося в последнее время неприятия
теории Фрейда, начиная от феминисток и кончая психоаналитиками.
Взаимодействие полов Адлер считал одной из основных трех жизненных проблем, с
которыми человек обязательно должен встретиться, включая сюда труд и социальные отношения.
Поскольку Адлер к тому же придавал особое значение единству личности, то представленные им
теории взаимодействия полов практически станут введением в его теорию личности в целом.
Книга состоит из двух частей, включающих в себя четыре главы. Глава 1 «Социологические
и теоретические работы» раскрывает взгляды Адлера на «женский вопрос», по которым очевидно,
что он на стороне равенства полов. Вероятней всего, именно с них начинаются психологические
изыскания автора, хотя они и не были опубликованы именно в таком порядке. Глава 2
представляет собой первый полный перевод адлеровской критики теории взаимоотношения полов
Фрейда, подкрепленный более ранними теоретическими исследованиями.
В 3 главе части II «Сексуальность и личность» рассматриваются вопросы сексуального
развития, сексуальных отношений мужчин и женщин в психологическом аспекте, полового
воспитания и половой зрелости. Глава 4 этой же части связана прежде всего с проблемами любви
и брака, включая сюда раскрытие причин всевозможных осложнений, а также выявление
движущих сил, возникающих в период подготовки к любви и браку.
Так как материал для данной книги был заимствован из разных источников, то неизбежны
частичные совпадения, в связи с чем имеет место некоторая неровность стиля. Отдельные части,
например, написанные для широкой публики, предполагают относительно легкое восприятие, в то
время как другие адресованы более или менее профессионально подготовленным читателям.
Необходимо остановиться и на терминологическом аспекте. С психологическими
исследованиями Адлера широко связаны два термина: «социальный интерес» и «образ жизни»,
однако в этой книге они представлены довольно редко, хотя термины, семантически близкие по
значению к термину «образ жизни» и предполагающие личность в ее целостности, используются
здесь довольно широко. Эти два термина Адлер не вводил в научный оборот до 1918 и 1926 гг.
|