мальчика, таким образом, принимает мужское направление. Все, о чем он может мечтать, стремясь
к превосходству, это исключительно приобретение мужских черт характера и положения в
мире.
Из описанной иерархии семейных взаимоотношений вырисовывается характеристика
мужских добродетелей.
Определенные отличительные черты, которые помогают нам выделить это, выводят нас на
«мужские» и «женские» признаки, не требуя для этой характеристики каких-либо доказательств.
Когда мы сравниваем мальчиков и девочек и находим явное подтверждение этой классификации,
мы тем не менее не можем утверждать, что эти качества носят естественный характер. Скорее
всего, мы можем отметить мужские или женские черты в людях, которых уже вогнали в
определенный образ, чей жизненный план, чья магистральная линия уже сведены к четко
выраженным притязаниям. Эти иерархические взаимоотношения окончательно закрепили за
такими людьми соответствующую им нишу, в которой им и придется искать пути для своего
развития.
Различение мужских и женских характерных признаков, таким образом, не имеет
достаточных оснований. Мы видим, что как те, так и другие половые признаки могут отвечать
требованиям стремления к превосходству, что можно добиться власти и с помощью «женских»
средств, например, через смирение и покорность. Используя свой арсенал возможностей,
покорный ребенок может больше преуспеть в своем продвижении вперед, чем его упрямый
сверстник, хотя в обоих случаях стремление к превосходству будет иметь место. В анализе
внутреннего мира личности мы часто испытываем трудности в том плане, что для достижения
результатов стремление к превосходству как таковое прибегает к использованию широкой гаммы
черт характера этой личности.
Чем старше становится мальчик, тем осознание им своей роли как мужчины становится
почти обязанностью. Его честолюбие, его жажда власти и превосходства становятся единым
качеством, направленным на выполнение своего мужского долга. Многие дети в своем стремлении
к господству не довольствуются только одним внутренним осознанием того, что они принадлежат
к роду мужчин. Они всегда хотят продемонстрировать и доказать,
что они мужчины, и,
следовательно, им полагаются привилегии. С одной стороны, они постоянно хотят выделиться и в
этих попытках преувеличивают свои мужские достоинства; с другой стороны, они всегда
стараются продемонстрировать свое превосходство женскому окружению, как это делают все
тираны, проявляя полное пренебрежение или подлое коварство, в зависимости от того
противодействия, которое им оказывают.
Поскольку каждого человека оценивают с точки зрения своеобразного идеала, присущего
мужскому началу, то не удивительно, что с этими мерками подходят и к мальчику, и сам он в
конце концов оценивает себя таким же образом. Он будет спрашивать себя и оценивать себя со
стороны, всегда ли он ведет себя как мужчина, похож ли он уже на мужчину и т. д. Все, что
сегодня подается как «мужское» начало, очень знакомо это нечто совершенно эгоистичное;
нечто, удовлетворяющее себялюбие (то же, что и превосходство); главенство над другими все
это наряду с такими активными качествами, как мужество, сила, гордость, воспоминания о
всевозможных победах (особенно над женщинами), продвижение по службе, награды, звания,
склонность не поддаваться на женские капризы и т. д. Это проявление непрекращающейся борьбы
за личное превосходство, потому что считается, что только мужчина и должен занимать высокое
положение.
Таким образом, мальчик вберет в себя те черты, которые позаимствует от образцов только
взрослых мужчин, в особенности от отца. За этим фетишем искусственно созданного величия
можно наблюдать везде. С ранних лет мальчик испытывает искушение приобрести для себя как
можно больше власти и привилегий. Они для него означают ни много ни мало как наличие
истинной мужественности. Эта мужественность в сложных педагогических ситуациях очень часто
оборачивается хорошо известными примерами грубости и жестокости.
Девочки
6
Преимущества, которые очень часто демонстрирует мужское начало, являются величайшим
соблазном; вот почему многих девочек привлекает идеал сильной личности. Это может быть
выражено как неутоленное страстное желание или как критерий для оценки своего поведения, или
как способ самовыражения и деятельности. «Находясь в социуме, каждая женщина хотела бы
стать мужчиной». Данное положение имеет в виду тех девочек, которые в неукротимом своем
желании предпочитают только те игры и такую активность, что по физическим характеристикам
могли бы быть присущи мальчикам. Они взбираются на деревья, любят вращаться в компании
мальчиков, а женские виды деятельности подвергают остракизму. Они находят удовлетворение
только в тех областях, которые принадлежат мужчинам. Все это можно объяснить с позиции
предпочтения девочками мужественности. И мы можем ясно увидеть, как борьба за более высокое
положение, стремление к превосходству направлены больше на внешнюю сторону ее проявления,
нежели на реальную их сущность и действительное положение в обществе.
|