следовать фальшивым предписаниям было скучно, все в жизни было предопределено,
начинался застой, для личных инициатив места оставалось все меньше. Мы этого не
понимали еще на уровне формулировок но в силу той же, еще мало способной к объемному
анализу, молодости чувствовали ясно и остро.
Острые сильные ощущения через нонконформизм.
6. Есть такое мнение, что высшее образование в столичном городе, в элитном вузе,
морально подпорчивает человека. Эдакая в нем появляется интеллигентская гнильца.
Нетвердость в нравственных устоях. Моральный релятивизм как следствие и аспект
избыточной информации, усвояемой некритически, как мог бы выразиться какой-нибудь
остепененный социопсихолог. Как мог бы, если бы мог. Короче, испортили нормальных
ребят вседозволенностью вредных и ошибочных мнений и учений, вот они и заколбасились.
Любую гадость умно обоснуют, а надо просто не сметь ее делать, и все. Пожелание,
переходящее в заклинание.
Хоросе! Вот вам обычная средняя школа в обычном областном центре. Июнь, выпуск,
рассвет, нарядные и даже трезвые десятиклассники с диапазоном оценок в аттестатах.
Романтика и вперед проживаемая ностальгия авансная грусть расставания, так сказать.
Пустынная центральная площадь имени Ленина, естественно. В середине памятник.
Кому? Да, не Троцкому. По низу памятника трибуна. В пролетарские праздники областное
руководство приветствует с нее демонстрации трудящихся.
Главный спортсмен класса, уже в семнадцать кандидат в мастера по баскетболу (не по
шахматам), добрый и незатейливый троечник, влезает на трибуну, простирает правую руку и
с не слишком умной усмешкой провозглашает: «Хайль Гитлер!» В ответ на что стоящие
внизу мальчики класса также выбрасывают руки и весело подтверждают хором: «Хайль
Гитлер!»
Это что местная ячейка нацистов? Или группа дебилов в увольнении? Да вы что
добропорядочные дети добропорядочных родителей. Ну -развлекаются. Ну смеются. Вот
если бы возглас прозвучал: «Да здравствует Брежнев!» это были бы дебилы. Или
выпускники спецшколы для лишенных чувства юмора. Потому что абсолютно ничего
интересного в таком лозунге не было бы.
7. Может, кто уже решил, что. я оправдываю и защищаю фашизм. Отнюдь. Я не
настолько демократ я полагаю, что фашизм можно, нужно и необходимо запрещать
категорически и во всех формах. Но я решительно против того, что запрет подразумевает
ненужность понимания. Более того: запрет без понимания того, что, собственно,
запрещается, способен загнать процесс в подполье, создать благоприятные условия для его
скрытого бесконтрольного развития и способствовать появлению мучеников идеи, что идею
всегда поддерживает и популяризирует.
Осудить не означает отбросить без анализа. Без анализа не то отбросишь и не то
оставишь.
Заклинание «Фашизм это недопустимо» стало общим местом. Без понимания это
такой же конформизм, такая же стадность, как рев толпы «Огня! Еще огня!», или «Собачья
смерть троцкистско-бухаринским выродкам!», или «Царизм тюрьма народов!», или
«Распни его!», или «Смерть неверным собакам!», или «Долой капитализм!», или «Долой
коммунистов!», или «Аристократов на фонарь!» или и так далее.
Без понимания Россия, заплатившая беспрецедентным в истории количеством жизней
за победу над фашизмом, сегодня выращивает фашистов собственных вроде все и против, а
они есть.
8. Определимся наконец, о чем мы говорим. Фашизм (итальянский fascismo от fascio
пучок, связка, объединение) оформился в 1919 году в Италии. Все, что знает обычный
человек сегодня об этом фашизме это Муссолини, он же дуче, и чернорубашечники. Более
просвещенный знает об агрессии в Абиссинии и на Балканах, возможно, добавит с
вынужденным одобрением, что Муссолини придавил и почти уничтожил мафию. Знают, что
была жесткая однопартийная система, диктатура, уже реже знают, что в программе не было
|