чем ты. Виноватого в твоих бедах. А главное объединяющего твою группу в силу,
придающего смысл ее агрессивным действиям. (Памятник врагу! Без него тебя нет!)
32. Фашизм дает простой и категорический идеал. И избавляет от поисков, порой
мучительных, другого идеала. Бороться за торжество фашизма! Отдать за него жизнь
высшее счастье! Слава! А души в первую очередь юные, активные, порывистые жаждут
обрести идеал. Набивать в благополучии карман не может быть идеалом.
33. Надличностная цель. Смежно с предыдущим. Можно сформулировать чуть иначе:
надличностная ценность. Человек не чувствует себя полностью живущим, если его интересы
не выходят за пределы личного потребления в той либо иной форме. Человеку свойственно
иметь что-то дороже собственной жизни. Тогда его чувства могут напрягаться до предела
не «разово», как у сорвавшегося скалолаза, а «остоянно», «о жизни»; только тогда он может
совершать максимум, на что способен не «разово», как скалолаз, который все же уцепился
и взобрался, а «постоянно» скорее как революционер, предпочевший всем благам служение
революции.
Фашизм с сакраментальной простотой дает человеку надличностную цель. Служи
великому делу!
34. Экспансия. Пока система здорова, пока она растет, пока она на подъеме она
стремится расширить пространство собственного наличествования. Фашизм всегда
экспансивен. Психологии индивидуума это льстит.
35. Высокий энергетизм. В системе фашизма индивидуумы могут натворить такого, что
в иной системе им и не приснится. Сажал цветочки, преподавал в школе музыку форма!
марш! оружие! война! груды руин и трупов! изнеможение, кровь, военные подвиги! отбой.
Что, всего пять лет прошло?! Мир содрогнулся и перевернулся! И снова до восьмидесяти лет
цветочки сажать и Баха слушать.
А человек, повторяем как всегда, стремится к максимальным ощущениям и
максимальным действиям.
36. Символ фашизма преходящ, но вбит крепко. Суть фашизма извечна, и сводить ее к
символу и мифу означает уклоняться от рассмотрения.
коротко:
В свое время советские люди, изучающие в общем порядке труды товарища Сталина,
любили их за то, что заключающие их выводы перед зачетом могли записываться в качестве
шпаргалок на гранях карандаша.
1. Говоря о фашизме, мы оперируем символом и мифом.
2. Эпизодически употребляющие атрибутику фашизма люди с фашизмом обычно
общего не имеют.
3. Акт употребления атрибутики может носить характер острого юмористического
обыгрывания «черного», «антиутопического юмора»
4. Он же акт негативизма, нарушения запрета.
5. «Игра в фашизм» обычно опыт острых отрицательных ощущений и отрицательных
действий, в основе которого психологическая потребность в любых вообще сильных
ощущениях и действиях.
6. Она же акт «безопасного» садомазохизма, слабую степень которого правильнее
расценивать как психологическую норму.
7. Она же акт измещения страха перед фашизмом через игровое отождествление с
ним.
8. Она же акт циничной бравады как защитная реакция.
9. Акт жестокости может оснащаться фашистской атрибутикой для усиления
психологического эффекта, имея абсолютно внеидеологический мотив.
10. Ничего по существу нового и принадлежащего исключительно ему фашизм не
имеет.
|