бухгалтерских отчетах и биржевых сводках. И все это было Бытием-внутри-нас.
Наш внутренний мир не только отражение внешнего, он имеет и собственные
области, внематериальные, имеющие смысл только для сознания, более того
существующие только неразрывно с сознанием и в сознании.
Сознание создает условные величины и структурирует их в системы. Люди оповещены
об этих системах условностей, и они являются общими (общепринятыми) для группы,
народа или всего человечества. И люди напрягают мозги и испытывают массы
положительных и отрицательных эмоций, пытаясь понять социологическую статью или
балдея от романа модного автора. И условный д'Артаньян оказывается для людей куда
реальнее, чем живший в его время всамделишный, но давно забытый всеми человек.
А поскольку главное для человека это получать максимальные ощущения, то ему в
общем все равно, получать их от окраски забора нарядной краской или от чтения «Трех
мушкетеров». Инженер строит супермост, а поэт пишет суперстих, и оба потеют от счастья
созидания. И для обоих их труд равно важен и значим.
Бытие-внутри-нас не только отражение реального внешнего Бытия-вне-нас, но и плюс
совокупность всех идеальных, внематериальных, условных ценностей, представлений и
величин. Вся внематериальная часть культуры в самом широком значении термина
«культура».
И поскольку мы не можем четко разграничить Бы-тие-вне-нас от Бытия-внутри-нас, то
они для нас равно реальны и значимы. Более того: идеальные ценности могут возобладать
над материальными, и человек предпочитает какую-то область Бытия-внутри-нас реальным
земным благам из области Бытия-вне-нас. Типа: бедный, зато честный. Инвалидом стал, зато
гений искусства. И пр.
7. В Бытие-вне-нас мы не все познали и никогда всего не познаем. Зато в
Бытие-внутри-нас мы имеем то, чего в Бытие-вне-нас может и вовсе не быть. Ну, нет,
скажем, в природе Поэзии или морали.
8. Ощущения связывают нас с Бытием-вне-нас. Гора высокая, хлеб вкусный, дождь
мерзкий, дом теплый тут тебе и хорошо есть, и плохо. Ощущения связывают и с
Бытием-внутри-нас: какая музыка, плакать хочется и радоваться хочется.
9. Разум также направлен на взаимодействие с обоими видами бытия. Придумать и
сделать трактор для вспашки поля придумать семитоновую музыку и масляные краски.
10. Мы подошли к главному.
Что делает человек с окружающим миром? Переделывает. Переструктурирует.
Переструктурирует Бытие-вне-нас.
А что он делает с Бытием-внутри-нас? Он его также структурирует. Делает и
переделывает.
Но будем точнее.
Имея дело непосредственно только с Бытием-внутри-нас, человек его и структурирует.
Во всем его объеме.
Делатель и изменятель суть и функция человека. А вот уже Бытие-внутри-нас может
совпадать с Бытием-вне-нас, а может и не совпадать. Для человека это не так важно. Все
дело в профессии.
Конечно, сначала все-таки надо выжить и приподняться. Жилище устроить, пищей
обеспечиться, семью охранить. Решить потребности первого порядка. (Но это в
историческом плане. А в личностном плане за научную идею можно и на костер.) А когда
цивилизация приподнялась:
И артист (лицедей! ничего в мире не создает!) оказывается богаче и прославленнее
боевого маршала, не говоря о гениальном инженере или вообще трудяге-фермере. Каков
конкретный след артиста в мире? Ноль. А в сознании людей? Ого! И это оказывается важнее.
Идеалисты говорят о божественной сущности искусства. Это Майкл Джексон
божественная сущность? Тогда говорят о шоу-бизнесе. Но чтоб был бизнес, люди должны
придавать значение шоу. А для этого есть реклама и пиар-технологии. Но все это
|