Ментальность это форма социопсихологической реакции на раздражитель.
Оформление реакции весьма зависит от ее степени, силы. Один вздохнет, другой выругается,
третий даст пощечину это разница более в форме. А вот если у одного просто испортится
настроение, а другой впадет в аффект это уже разница в силе. Англичанин презрительно
усмехнется, русский выругается, чеченец зарежет. Сила реакции определяется не только
воспитанным, условленным отношением к конкретному раздражителю но
психофизиологией центральной нервной системы. Соотношением процессов возбуждения и
торможения, их силой, длительностью, скоростью возникновения и затухания. И если
исландцы, скажем, флегматичны, а итальянцы горячи, то их нервная система останется при
них.
Культура народа неразрывна с его ментальностью, это частично
взаимонакладывающиеся понятия. Одни хватаются за ножи, другие покоряются, третьи
строят стену, четвертые откочевывают в безопасное место. Одни молчат и пашут, другие
кричат и авралят. Конечно ландшафт, климат, экономика, законы, но складывающийся
тысячелетиями и имеющий основания на генетическом уровне характер народа, этноса, расы
нельзя сбрасывать со счетов.
С замещением этноса меняется генотип. Тем самым несколько меняется и тип
«среднестатистической» центральной нервной системы. Это задает некоторые изменения в
реакциях на некоторые конкретные раздражители.
Любые изменения ментальное не могут не иметь последствиями некоторых изменений
в культуре.
Народ создает культуру «под себя». Мощная культура ассимилирует пришельцев. Они,
даже ориентируясь на ее сохранение и отождествляя себя с ней, неизбежно корректируют ее
под себя.
В эволюцию культуры «первого мира» в XXI веке входит и этнический фактор. От себя
не убежишь, и то, от чего бегут переселенцы, они приносят с собой.
12. Протест и контркультура . Можно приехать в другую страну с намерением во
всем уподобиться аборигенам. Но если расовые отличия, национальные особенности или
какая-то «инакость» иммигранта вызывают реальную или мнимую отчужденность
возникает комплекс неполноценности. Недовольство, ущемленность! Желание преодолеть,
самоутвердиться! Если отличия нескрываемы и мешают стать «своим», а своим ты себя
чувствуешь только в своей субэтнической группе отличия надо подать как достоинства,
моменты самоутверждения! Да, мы не такие, как вы, но это вы думаете, что вы лучше, а мы
хуже а на самом деле это мы лучше вас! Вы ставите нас в подчиненное положение, в
глубине души держите за второй сорт, избегаете общаться как с равными, гордитесь своими
преимуществами и достижениями? Фигу: это мы вас презираем, и у нас есть достоинства и
достижения не хуже ваших.
Противопоставление субэтнических групп.
Свои районы проживания, где опасно появляться белым. Свои этнические сообщества
торговцев (овощами, или вообще продуктами на рынках, или цветами, и т.д.), или уборщиков
мусора, или ремесленников, куда не берут чужих, стремятся к монополии и тщательно
оберегают ее. Своя мода, внутренние обычаи, «неформальная культурная автономия».
Возникают и ширятся своего рода резервации: «Мы можем ходить к вам и делать все
то, что вы но вам не советуем ходить к нам и пытаться у нас делать все то, что делаем мы».
Игра идет в одни ворота: я могу носить твою (европейскую) одежду, а могу свою
(национальную) ты ограничен своей. Я говорю на твоем и своем языке ты только на
своем.
Евро-американская культура захватила мир? Одновременно субэтнические культуры
ширят свое пространство в «первом мире».
Гуманисты представляли слияние культур так: европейская втягивает в себя прочие и
взаимообогащение происходит на ее базе.
Противопоставление означает: подавитесь своей культурой, мы хотим свои культуры,
|